Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Будет ли в России реформа образования как в Китае?

Хорошо ли, когда родители уделяют очень много времени образованию детей? Не просто интересуются, как дела в школе и помогают с уроками, а нанимают репетиторов, записывают детей на дополнительные занятия очно и онлайн. Все время держат детей в учебном тонусе.

Сейчас очень многие родители очень много думают о собственном участии в обучении детей. Некоторые настолько серьезно относятся к личной ответственности за образованное (и, как считают, успешное) будущее своих детей, что забирают их на семейное обучение, чтобы контролировать все образовательные потоки лично. Школе как институту у них больше доверия нет.

Родители-семейники в массе своей делятся на два типа - педагоги и менеджеры. Педагоги - это те, которые все тащат на себе, сами вникают в школьную программу и объясняют все предметы сами, наплясывая мотивирующие танцы с бубном перед детенышем, а менеджеры - это те, которые сами ничему не учат, но имеют возможность выбрать лучших репетиторов и преподавателей всевозможных курсов.

Первой страной, в которой на высшем уровне ужаснулись происходящему в области образования, стал Китай. А чему именно ужаснулись? А тому, как много юаней родители готовы заплатить за дополнительные уроки ребенка, особенно по английскому и математике. Практически все имеющиеся деньги родители школьников вкладывают в учебу детей: платят учителям за уроки после уроков и частным репетиторам. Причем, учиться детей заставляют практически в режиме нон-стоп: в Китае запросто проводились онлайн-уроки после 21:00 и плевать, что дети не высыпаются. Так было до недавнего времени.

В этом году Китай запретил так издеваться над детьми. Детям нужен сон, много сна, и еще активные игры на свежем воздухе. Партия-государство запретила детям проводить за компьютерными играми больше 2 часов в неделю. Теперь во дворах китайских домов стали как грибы после дождя появляться спортивные площадки, а дети стали выходить на улицу. Просто до этого у них не было такой возможности: весь день уходил на школу, а то и две (одну китайскую, другую - иностранную, чтобы был шанс уехать в другую страну), плюс еще дополнительные занятия либо в школе либо у частных репетиторов.

Чтобы уж наверняка освободить детей от изнуряющей учебы и вернуть им детство, к началу этого учебного года правительство запретило продленки, дополнительные занятия и частное репетиторство. Под раздачу попали и все иностранные программы обучения, даже в виде приложений (из маркетов были вычищены все обучающие приложения некитайского производства, включая Animal Crossing и Duolingo). Учить теперь можно только по государственным программам. И приложениям, соответственно.

Так почему же в немилость попали репетиторы? Казалось бы, они помогают детям понять то, что не было понято в школе. В обществе, готовом жизнь положить на алтарь обучения детей, правительство увидело не только физическое и психологическое истощение подрастающего поколения, но и то, что думы об образовании одного ребенка отвлекают китайцев от репродуктивных мыслей. Сейчас Китай из-за своего знаменитого закона “в одну семью - один ребенок” испытывает сильнейший демографический кризис, а молодые родители, понимая, как тяжело выучить и вырастить даже одного ребенка, не спешат заводить второго, хотя теперь разрешено и второго, и третьего.

Еще власти Китая объясняют свой запрет на дополнительные занятия тем, что углубленные знания создают неравные возможности для детей: те, кто богаче, разумеется, обеспечат ребенку с детства конкурентное преимущество, а у способного, но бедного таких преимуществ нет и не будет, потому что он не сможет поступить в сильную школу из-за отсутствия нужной подготовки.

Нельзя сказать, что все родители остались недовольны такой реформой. Да, миллионы учителей остались без подработки, а репетиторы и вовсе без работы. Но родители в массе своей довольны решением Си Цзиньпина. Наверное. По крайней мере, так они все в голос говорят на камеры.

Мне кажется, у нас скоро будет такой же сценарий. Не так резко совершающийся, как у соседей, но все же сходства есть. Летом был принят закон о просветительской деятельности, нацеленный на борьбу с иностранным вмешательством в образовательный процесс российских школьников. Следующий шаг - обучение детей с 1 января 2023 года будет разрешено только на государственных онлайн-платформах (что будет с сервисами типа Учи.ру, Фоксфорд и так далее - неизвестно).

Я пока не понимаю, хорошо это будет для детей или плохо. Если в Китае борются за то, чтобы росла трудоспособная и не хватающая звезд с неба рабочая масса, то за что борются в России? Мы ничего в китайских объемах не производим, чтобы переживать за обессиленное учебой поколение. Мне кажется, учебы нашим детям как раз и не хватает. В любом случае, ограничения в образовании видятся мне не лучшим вариантом. А вам?

Ольга Иванова