Фэбл. Проблемы морального выбора.
Одинокий волк – это круто,
Но это так, сынок, тяжело.
Ты владеешь миром как будто
И не стоишь в нем ничего…
А. Розенбаум
47-я минута в игре. Стирать или не стирать – вот в чем вопрос.
Мутный омут застоя в индустрии производства игр, подернутый веселой зеленью собираемых кем-то с его поверхности денежных знаков за миллион проданных копий медленно, но неотвратимо подступает к горлу. Пока еще спасают «Дальнобойщики 2», но это любовь на века, то ли к алтайским пейзажам, где родился, то ли к романтике к профессии, как ты себе, по наивности, ее представляешь, так как никогда не был не только дальнобойщиком, но и вообще не сидел за рулем движущегося автомобиля.
Лоток знакомых продавцов. На что поменять взятый неделю назад «ацтой».
- «Дальнобойщики-3» не вышли? Ничего не слышно?
- Нет. Возьмите «18 Стальных Колес. Конвой».
- Нет, спасибо! Этот мир был мертв уже при рождении. Видимо был слишком близок к реальности профессии в отличии от романтических детских грез.
- Вчера был «Fable», но его взяли.
- А что это? (Что-то Кертис писал в прошлом номере, не зацепило).
- Action - RPG.
- Опять бегать, валить монстров без счета, прокачивать навыки; кровь брызжет в лицо и смачными мазками стекает по экрану (меня, в отличие от Таллера, они даже печеньем не кормят, просто рвут на части по 30 – 40 раз на одной локации).
- Питер Мулине числится в «соучастниках» разработки.
- Да неужели. (И об этом Кертис что-то упоминал, когда пятый год читаешь «МИК», по неволе некоторые имена разработчиков остаются в памяти, тот же Беня Сокол, например. Интересно, одну корову мы с продавцом, что ли доим по части информации?)
- А вот, кстати, и тот товарищ, который брал вчера «Fable», уже принес назад менять. Что, не понравилось?
Скупое пожатие плеч и усмешка дают широкое поле деятельности для догадок:
1. Полный отстой.
2. Игра идет без диска.
3. Переписал на болванки себе и друзьям (для разборок с игрой до следующих выходных еще целая неделя).
- Ну что, берете? Лицензионная копия пиратской версии !
- Родной, у меня компьютер пиратский! Он лицензию не переваривает!!!
Три диска. Сколько же она займет на винте? «Blood Rayne», помнится с одного диска распаковался в четыре гигабайта (впрочем таких альтруистов в последнее время все меньше и меньше: чем больше дисков, тем больше прибыль). Склероз, ты мой склероз! Как же мне забыть о тебе! Названия игр еще запоминаются, а вот характеристики, даже такие полярные как «отстой» - «шедевр» – ни в какую.
- Action, говоришь? Я недавно с «Far Cry» соскочил, в горячке три части взял, - одну прошел, остальные лежат не востребованные.
- Не, это не то, - тут мечи, арбалеты, магия… и вообще все в сказочном ключе.
- Точно сказка, мальчик, деревня, бандиты, Гильдия героев… (100% одну корову доим!).
- Ладно, уболтал, черт красноречивый!
Не мне так может сыну сгодится. Любитель холодного оружия – весь «Контр Страйк» с одним ножом прошел : ) «Он у нас по обороне – пусть дает отпор врагу…», как сказал Л.Филатов.
Дом. За время инсталляции беглый просмотр статьи «увы оттянуться по полной, играя за злодея, вам как обычно, не удастся…» и на том спасибо. Значит никого бить головой о стену следя за линейкой здоровья, (не ровен час склеит ласты раньше чем секрет поведает) не придется. Раньше такое и в голову не могло прийти, сейчас за отсутствие этого приходится благодарность выносить. Спасибо, что еще не выпустили симуляторов испанской инквизиции или гестаповских подвалов. Хотя тюремные то ли «Симсы» то ли «Тайкуны» уже есть, видимо идея носится в воздухе.
Инсталляция завершена. Тэк-с… Что диск грядущий нам готовит? А вот и наш «малчик». Судя по кистям рук – деньги мы будем грести лопатой, даже двумя! За хорошие поступки – монетку… Интересно, а за плохие вычитать будут? Хозрасчет у нас тут или как? Защитить слабого (подводных камней нет). Это мы могём. Впрочем и камешки невдалеке притаились. Супруга: «Встретишь моего мужа, скажи мне, наверняка с девкой хороводится». Понятие «девки» мне по малолетству не знакомо, мне бы три сольди скопить сестренке на подарок. Однако, случайно встреченный муженек просит не говорить, что я его видел. Что есть добро, по мнению разработчиков: заложить мужика со всеми потрохами. Оставим в стороне вопрос, а моего ли сопливого носа дело судить взрослых людей? И опять в голове роятся вопросы: что Павлик Морозов опять герой дня (так вроде игра не с нашего берега)? И второй вопрос: а не цветочки ли это? Ну да ладно, сосед мне не отец, по крайней мере я об этом ничего не знаю :-), к тому же и жить как правым, так и виноватым осталось несколько часов, а мертвые сраму не имут. Особым моралистам, неспособным решить эту дилемму – совет: начать игру заново и обойти этих персонажей. Идем дальше и ждем на цветочках завязи.
Вот мы уже и дипломированный герой, и путь избрали праведный. Торговцев от опасности оберегаем, за посиневшими грибами мотаемся на другой край света, хотя тот то край как раз наш, это нас занесло на другой край света! Ну да ладно. С нашей подачи, для излечения больного малыша варится зелье (!!?) и варит его не кто-нибудь, а ведьма! Отнесем сие на адрес Stylus-а или Promt-а, для которых, что зелье, что лекарство; что ведьма что волшебница, что файл что напильник :-). А, может быть, и в самом деле ведьма, уж больно стара, видать в маразм впала, до добрых дел докатилась. Однако эти маленькие фактики пока мелкозернистой наждачной шкуркой продолжают натирать наше нежное чувство ответственности, ничего, забегая вперед, можно сказать: дальше зерно покрупнее пойдет.
Спесь городских стражей порядка обескураживает. Плохой, хороший ты – не важно, это даже не «Но мани – но баржа…» (игра “Сибирь” шлет вам привет :-) ) это еще круче: «нет денег - нет разговора!». Интересно как они об этом узнают? Рентгеновским глазом кошелек просвечивают или разработчики знак на мне какой повесили? Поэтому когда один из них милостиво выражает желание поговорить, если и не бросаешься к нему на грудь, то приятно удивляешься. Ну что ж, вполне приемлемое задание для героя – изничтожить главаря бандитов, тем более, что места знакомые. Ну, действительно, не гонятся же городской страже за бандитами по лесам, кто ж тогда будет за порядком в городе следить? И опять нас мягко и не навязчиво сажают в лужу: бандит оказывается родным братом стражника и смерть его нужна не из каких-то высоких побуждений борьбы с бандитизмом, а из сугубо меркантильного сокращения числа наследников. И вот мы стоим, еще минуту назад, имевшие твердые понятия о добре и зле (детские воспоминания не в счет), и думаем, куда повернуть меч. Помочь братоубийце или за бандитские деньги убить стража порядка. Сунув в последний момент под нос зашевелившейся совести картину пятнадцатилетней давности, когда такие же, как этот бандит вырезали всю твою деревню, начинаем крошить оппонентов в мелкий винегрет. И вот с последним ударом меча, глядя на дело рук своих, мы потихоньку осознаем, что блеск нашего геройского звания слегка потускнел, и откуда-то всплывает слово “наемник”.
- К чему бы это? – думаем мы.
Я, все же возьму на себя смелость не согласиться с Кертисом: герой в первую очередь спасает принцессу, а убийство дракона – это по необходимости (Шрек, если помните, обошелся и без этого). А если признать, что вырезать всех стражей порядка в городе – поступок геройский, то такими героями полны все тюрьмы и, если дойти до логического конца, то мы начнем ковать ордена и медали «За отвагу при взятии банка».
Все вышеперечисленное обязательным, однако, не является. Там можно пропустить, здесь совесть нашу геройскую умаслить.
Костлявая рука сюжета тащит нас дальше.
Вот и первая ягодка – обязательное задание: спасти жителей деревни от засилья оборотней. Наконец-то дело для настоящего героя. Это вам не монстров беспричинно валить и не торгашей вызволять из бандитских лап, дела, конечно, добрые, но размах не наш. Однако и тут не все так просто.
Главный – то оборотень, оказывается, в прошлом охотник. Жизнь на это положил, но в одном из боев не уберегся от клыков ядовитых и превратился в такого же оборотня, причем, по признанию жены, не сразу, а долго пытался этого зверя из себя не выпускать, но в какой то момент и остатки сил иссякли.
И вот мы смотрим на этого зверя, который в озере омывает свои раны, и понимаем, что одна царапина от его клыка и мы на его месте. И чьи то «добрые» глаза из под занесенного меча, будут завтра так же смотреть уже на нас и будет во взгляде жажда нового подвига на пути добра. Увидит ли он за хищным оскалом клыков своего предшественника? Захочет ли увидеть?
Вот и вторая ягодка поспела: убей сестру, убей ее эту изуродованную жизнью калеку, ту, которой ты в детстве носил шоколадки, то единственное, что осталось у тебя от беззаботного детства. Меч будет тебе наградой. Ягодка, правда, половинчатая, разработчики дают право выбора. Ничего, поляна еще большая. Во там в травке что-то краснеет, да как ярко! Подходим… Предчувствия нас не обманули: хриплый голос его величества сюжета: «Убей Мэйза!». Да-да, того самого Мэйза, который спас тебя от бандитов, напавших на твою деревню. И опять ты стоишь с занесенным мечем и глазами, вылезающими из орбит под давлением прущего изнутри добра. Да будь он хоть трижды продавшийся и тридцать три раза злобный, но это он двадцать лет назад увел тебя из горящей деревни, где уже не оставалось ничего живого, он привел в Гильдию, он замолвил за тебя, заморыша трясущегося от пережитого ужаса, слово перед мастером гильдии. (Кстати о мастере. Его вам тоже предложат убить. Справедливости ради отметим – с правом выбора.)
Убьешь Мэйза? К сожалению, на этот раз, разработчики не дадут тебе право выбора. Светлая дорога добра влечет нас дальше.
1584-я минута в игре: стирать или не стирать – вот в чем вопрос?
Еще раз позволю себе не согласиться с Кертисом. Не знаю насколько невозможно «…оттянутся по полной играя за злодея…» - он утверждает, что разработчики не дадут, я не пробовал. Хотя и тут можно возразить: не нажимайте большую зеленую левую кнопку после финальной битвы, и маска Джека навеки прирастет к вашему лицу – чем не достойное завершение злобной карьеры? Скажу лишь, что доброго героя разработчики не дадут вам отыграть изначально.
По поводу кивков в сторону гомосексуальных браков и прочих рыжих париков, вообще молчу. По этому поводу за бугром, наверное, крыша едет, раз даже в игру определенную как RPG для начинающих надо это вставить. Дабы просвещались начинающие то.
Или может не задумываться о том, что есть добро, а что есть зло, просто переименовать Гильдию Героев в Гильдию Наемников и все станет на свои места. А может так все и было, а виноваты опять Stylus на пару с Promt-ом. Игра хороша тем, что заставляется задуматься тех, у кого есть желание, хотя зачем их заставлять. Вот только хотелось бы знать: входило ли это в планы разработчиков или это получилось невольно, и прав был Высоцкий, когда рассказывал на одном из концертов: «Меня часто спрашивают в письмах: «Правда ли, что в этой песне вы имели ввиду то-то, то-то и то-то?» - я всегда отвечаю «Правда» потому, что я имел ввиду совсем другое, но если люди там нашли и это, значит там и это есть, и это необъяснимый факт».
Кто-то скажет: «Ну, наворотил мужик турусы на колесах, прямо буря в стакане воды». Может они и правы. Но кто-то из авторов журнала МИК сетовал на то, что игроки перестали спасать миры, они просто проходят игры, а другой вопрошал: «А стоит ли этот мир того чтобы его спасали?». Этот мир спасать хочется, вот только не велика ли цена? Или лес рубят – щепки летят. Во всяком случае, мне этот мир понравился начиная от лужаек гильдии и заканчивая мрачноватым юмором надгробных надписей (кто найдет могилу Питера Мулине – получит один из немногих аметистов, цена не так чтобы очень велика, но редкость есть редкость, это не рубины валящиеся из каждого Кинг-Конга).
Вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать. Перечитал и подумал, а что это у меня вышло и куда это все девать? Статья о “Fable”? Так она уже написана другими. Письмо? Но тогда кому? Ладно, решайте сами, что со всем этим делать.
Понравилась ли мне игра? Да, понравилась. «Тогда по поводу чего такая буря возмущения?» – спросите вы. Сам не знаю. Скорее всего, так: отстой он и есть отстой, что по его поводу пениться? А к потенциальному хиту и требования другие. Одним словом кого люблю, того и бью. Обидно когда заставляют через себя переступать – этого и в реальной жизни хватает с лихвой.
С уважением, Chainik so svistkom
Кертис, Таллер – авторы журнала МИК (Мой игровой компьютер)
Беня Сокол - Бенуа Сокаль автор серии квестов «Сибирь»
Stylus, Promt - Онлайн-переводчики
Шрек – главный герой одноименного мультфильма.