Джеффри Форд до сих пор был знаком мне только по совершенно не вписывающейся ни в какие жанровые рамки сюрреалистической трилогии об Отличном Городе. Есть у меня такая черта — если мне понравилась книга какого-то писателя, я могу взяться за другую его книгу, ни на секунду не озаботившись выяснить, о чем она, собственно.
Точно так произошло и с романом Форда «Год призраков». Я не могу сказать, что он стал для меня неожиданностью, хотя бы потому, что я, собственно, ничего и не ожидал, кроме разве что отличной прозы (и уж в этом-то я не ошибся). Но все-таки в какой-то степени «Год призраков» меня удивил.
Почему? Для тех, кто читал трилогию об Отличном Городе, поясню: «Год призраков» не имеет с ней практически ничего общего, ни стилистически, ни сюжетно — вообще никак, кроме разве что уровня писательского мастерства. Как это делали уже многие писатели, Джеффри Форд погружает читателя в далекий мир своего детства (именно своего: если почитать его биографию, то становится ясно, что семья, которую он описывает — это практически его собственная семья). Один год из жизни детей — двух братьев и сестры — из маленького сонного городка на Лонг-Айленде, год наполненный странными, трагическими и таинственными происшествиями. Год призраков.
В рецензиях и отзывах «Год призраков» очень часто сравнивают с «Вином из одуванчиков» Брэдбери, или с «Летом ночи» Дэна Симмонса, и даже с «Убить пересмешника» Харпер Ли, и как правило, делают вывод: «не тянет», «вторично», «несравнимо»… Так и хочется спросить: а так ли уж нужно сравнивать? Почему, собственно, роман Форда должен быть хорош по меркам романов Брэдбери? Как по мне он хорош просто сам по себе. Прекрасная, добрая книга о детстве и взрослении, о дружбе и преодолении трудностей, о жизни и жителях американской глубинки шестидесятых годов двадцатого века. Да, она не так лирична, как «Вино из одуванчиков», и не так мистична и страшна, как «Лето ночи» (мистика в ней есть, но лишь самую чуточку, в качестве приправы, а не основного ингредиента, несмотря на название). И что?
Надо, кстати, еще отдавать себе отчет, что книга эта — сугубо американская. Хотя я встречал отзывы типа «слишком добрая для американской книжки» - так и хочется спросить, чего же такого начитался автор отзыва. Роман буквально нашпигован разнообразными отсылками к американской культуре и вообще жизни «одноэтажной Америки» середины двадцатого века (отмечу отдельно прекрасную работу переводчика/редактора над сносками, поясняющими все и вся). Понятно, что у нас с вами детство очень сильно отличалось от детства Форда, и то, что для большинства его соотечественников выглядит естественным и само собой разумеющимся, для нас — иностранная (и порой не очень понятная) экзотика. Но становится ли от это книга хуже?
Сюжет книги можно условно назвать детективным — появление подозрительного бродяги, пропавшие люди, зловещий незнакомец, странные происшествия. Есть и собственно призраки — не переживайте, название не из пальца высосано ) И чудесный Драный Город, модель города реального, тесно сплетенная с ним какими-то глубинными мистическими связями и гениальной «математической» частью сознания слегка аутичной сестры главных героев, Мэри. Но на самом деле, вне зависимости от сюжета, «Год призраков» - это прежде всего книга о детстве. Немного сказочная, ностальгическая и наивно-честная. Точно такая, каким мы все вспоминаем наше собственное детство.
Ведь у нас у всех было детство… И свой Год Призраков.
P. S. То, как ребята называют начальную школу - «Фабрика дебилов»… Тут даже добавить нечего )
#фантастика #фэнтези #магический реализм #литература #писатели