Найти в Дзене

Про подростка и симптомы переходного возраста

Волны переходного возраста - болезненно и для подростка, и для всей семьи. "Не хочу, не буду, это вас не касается, я решу сама, уйдите, отстаньте, какое ваше дело, это моя жизнь!" Первая волна негатива бушевала у нас в доме, когда дочери было 11 - 12 лет. Хамство, срывы в учебе, конфликты с учителями, отрицание всего на свете, в первую очередь, родителей. Самым тяжелым, но и, как выяснилось потом, самым полезным для нее стал период, когда все наше внимание переключилось на другие проблемы: мой папа медленно умирал после инсульта в больнице, мама болела, муж уехал на несколько месяцев в командировку в северный город N, работа все увеличивалась в объемах. Мой день строился на маршруту: аптека, больница, одна работа, другая работа, больница, магазин, дом, еще чуть-чуть работа - и спать. Все попытки дочери поругаться проходили мимо, и нам удавалась спокойно попить вечером чаю и посмотреть кусочек старого советского фильма. Потом начался ноябрь, темный и холодный. Папа умер, муж вернулся из
Фотография С. Кочериной
Фотография С. Кочериной

Волны переходного возраста - болезненно и для подростка, и для всей семьи. "Не хочу, не буду, это вас не касается, я решу сама, уйдите, отстаньте, какое ваше дело, это моя жизнь!"

Первая волна негатива бушевала у нас в доме, когда дочери было 11 - 12 лет. Хамство, срывы в учебе, конфликты с учителями, отрицание всего на свете, в первую очередь, родителей. Самым тяжелым, но и, как выяснилось потом, самым полезным для нее стал период, когда все наше внимание переключилось на другие проблемы: мой папа медленно умирал после инсульта в больнице, мама болела, муж уехал на несколько месяцев в командировку в северный город N, работа все увеличивалась в объемах. Мой день строился на маршруту: аптека, больница, одна работа, другая работа, больница, магазин, дом, еще чуть-чуть работа - и спать. Все попытки дочери поругаться проходили мимо, и нам удавалась спокойно попить вечером чаю и посмотреть кусочек старого советского фильма.

Фотография С. Кочериной
Фотография С. Кочериной

Потом начался ноябрь, темный и холодный. Папа умер, муж вернулся из командировки, жизнь как-то постепенно стала входить в свое обычное русло. Вечерние чаепития становились все спокойнее и длиннее. Появились силы на разговоры. На то, чтобы услышать то, что скрыто за всеми колючими словами подростка. Наступил мир или, вернее, затишье.

Спустя несколько месяцев дочь, такая уже взрослая, спокойная, рассказывала о том, что чувствовала в это время. О желании одиночества - и при этом о чувстве покинутости, ненужности. О том, как что-то внутри как будто побуждало задеть нас, сделать больно, вывести из себя - чтобы потом почувствовать себя еще более несчастной. И жалеть себя. И было совершенно не понятно, что же хочется на самом деле. Помогало ей то, что я много раз подробно рассказывала ей про все "симптомы переходного возраста". Про буйство гормонов. Про химию, которая иногда оказывается сильнее сознательности. И иногда ей удавалось пусть и не справиться с этим состоянием, но хотя бы отметить, зафиксировать его.

Фотография С. Кочериной
Фотография С. Кочериной

Сейчас дочери 14 лет. И на нас надвигается новая волна. Снова звучит: "Уходите из моей комнаты! Вам-то какое дело?". И вот уже и в школу идти не хочется, и уроки скучные, и учителя неправильные, и мальчишки дураки, и в комнате мусор, и родители ничего не понимают и только мешают. И вообще ничего не радует. Разве что возможность просто спать. Сколько мы всего выслушиваем обидного, злого, несправедливого! А потом после гнева - холодное раздражение. "Нормально" - сквозь зубы - на все наши вопросы. Равнодушный взгляд - реакция на мои слезы.

Вспоминаю тот наш период сближения и взаимопонимания. Вдох, выдох. Говорю спокойно, тихо (чуть больше эмоций в интонации - и вот тебе уже обвинение в том, что я кричу...). "Я тебя очень люблю. Я рядом. Я всегда готова помочь. Я всегда готова тебя порадовать. Мне больно, когда ты вдруг оборачиваешься чужим и враждебным человеком. Я все понимаю. Я знаю, что тебе тяжело. Я тебя очень люблю".
И замечаю, как ее броня тихонько исчезает. "Мама, давай обниматься?"

#подросток #переходный возраст #семья и дети #тинейджеры #конфликты в семье