Найти тему

Татарское барокко XXI века: вокзал-дворец в Агрызе.

Оглавление

В одном из прошлых материалов мы уже говорили про железнодорожный вокзал среднего областного центра, который явно создавался с высокими мечтаниями о космосе и - в целом - пропитан духом ретрофутуризма, странновато ощущающегося в старом русском городе. Сегодня же есть предложение обратиться к иной стороне медали. Что если в эпоху постмодернистской архитектуры взять - и попытаться вернуться к дворцовому стилю, оставив модернистский размах, но упростив отдельные моменты, вроде отделочных материалов и форм?

В поисках экзотического примера мы с вами отправимся на самый край республики #Татарстан, на самую границу с Удмуртией, в небольшой городок железнодорожников Агрыз. В силу специфики местной карты железных дорог электрички, идущие из второго по величине города Удмуртии, старого губернского центра Сарапула, в #Ижевск, идут как бы "по дуге", заезжая ненадолго на территорию Татарстана и делая 15-минутную остановку в Эгэрже. На такой электричке сообщением Красноуфимск-Ижевск я и прибыл в Агрыз в ноябре 2020-го.

-2

Железнодорожный узел

Агрыз - небольшой (19 тысяч жителей) городок на северо-востоке Татарстана. Это - самый отдалённый от Казани город республики, а сам Агрызский район от остальной территории Татарстана изолирован рекой Камой. По всей его сухопутной границе - только Удмуртия, а до Ижевска отсюда - 40 минут езды (при том, что до Казани - четыре с половиной).

Окей, последний удмуртский осенний пейзаж из окна электрички и переходим к делу.
Окей, последний удмуртский осенний пейзаж из окна электрички и переходим к делу.

С самого 1913-го года, когда через татарский аул Эгэрже прошла железнодорожная ветка Казань-Екатеринбург, эти места - плоть от плоти #железная дорога . Она здесь - исторически альфа и омега всего сущего. Об этом в обязательном порядке напомнит бюст-памятник Н.К. фон Мекку, одному из богатейших меценатов дореволюционной России, строившему железные дороги по всей стране. Памятник не уникальный - видел схожий в Ярославле.

-4

В период Гражданской войны местные железнодорожники, подняв восстание против белого гарнизона на станции, очень здорово помогли наступающим частям командира Азина (один из главных латышей-героев Гражданки). В советское время через Агрыз прошли ветка на Ижевск и на Набережные Челны, так что статус стратегически важной узловой станции только упрочился. Впрочем, пассажирский компонент этой станции выглядел при этом не сильно впечатляюще...

Станция Агрыз, какой она была ещё 20 лет назад - типовая модернистская коробочка.
Станция Агрыз, какой она была ещё 20 лет назад - типовая модернистская коробочка.

Поэтому в 2003-м году старая типовая "коробочка" 1965-го года постройки была снесена. Большое вокзальное здание здесь давно напрашивалось - жители многих соседних городов вплоть до Ижевска часто используют Агрыз, чтобы уехать в сторону Москвы - из самого Ижевска исторически дорогие билеты что на самолёт, что на поезд. Однако то, что его начали строить именно в ранние 2000-е - ключевой фактор, определивший его нынешний облик.

Пара слов о капроме

-6

Не знаю, как вы, а я лишь недавно узнал про такой архитектурный стиль, как капиталистический романтизм, он же - капром. Его также можно назвать постмодернизмом, поскольку в хронологии развития отечественной арзитектуры он как раз идёт за советским модернизмом и является первым направлением в архитектуре, порожденным независимой Россией.

Суть капиталистического романтизма в невероятной самоуверенности. Капромантическая #архитектура пытается объединить чуть ли не все архитектурные стили прошлого, параллельно романтично оглядываясь на стекянные небоскрёбы Запада и его кажущуюся эклектику. Москвичам капром знаком по лужковской архитектуре, северянам - по новой застройке нефтеносных Нового Уренгоя и Сургута. Собственно, татарский капром тоже, вероятно, стал возможен благодаря сверхдоходам от "чёрного золота".

-7

Итак, новый вокзал Агрыза огромен. С точки зрения архитектуры он явно отсылает к послевоенному сталинскому вокзалу (1950) в столице соседней национальной республики - собственно, Ижевске. Сравните.

Агрыз. Вид со стороны площади.
Агрыз. Вид со стороны площади.
И Ижевск. Также вид с фасада.
И Ижевск. Также вид с фасада.

С точки зрения стиля - как это часто бывает с капиталистическим романтизмом, тут намешано немало всего, хотя лично у меня взгляд больше всего цепляется за отсылки к модерну.

-10

Форма окон и обрамляющих из акцентов явно отсылает к 1870-м - 1910-м годам - в схожем стиле оформляли экстерьер фабрик, вокзалов и даже общественных зданий. Вместе с тем, формы вокзала скорее барочные. Здание огромно и оно этого совершенно не скрывает - наоборот, массивность здесь подчёркивается. В том числе - крыльями с башнями по краям, которые на контрасте с центральной частью не обладают такими большими зонами остекления.

Боковые башни-акценты напоминают традиционные сторожевые башни на Кавказе.
Боковые башни-акценты напоминают традиционные сторожевые башни на Кавказе.
Мощь.
Мощь.

При всём при этом меня, честно говоря, очень разочаровал интерьер вокзала. При таком фасаде ждёшь чего-то если не необычного, то хотя бы просторного. Можно вспомнить позднесоветские массовые здания, снаружи похожие на крематории, а внутри скрывавшие богатое убранство. Какого-то такого позитивного обмана ожиданий ждёшь и здесь. На выходе же получается нечто такое:

Да, это большой зал с кассами и сидениями - самое большое помещение вокзала. Могло бы быть и не так плохо, но цифровое табло с расписанием поездов прямо на балюстраде и дешёвый плиточный потолок портят всё. Несмотря на внушительную высоту потолков, воздуха в зале мало, монументальности экстерьера здесь нет и близко.

-14

Ощущения дешевизны усугубляются совершенно пластиковыми балюстрадами второго этажа и утилитарным полом "под мрамор", холодящим вкус и душу. Ну и стоит ли говорить, что ни автоматы, ни киоски, в интерьер не вписаны от слова "совсем".

Наснимать на статью за 15 минут

Пассажирская платформа в Агрызе.
Пассажирская платформа в Агрызе.

Фасадом вокзал-дворец выходит на старую часть Агрыза, в глубине которой в теории сохранились остатки крупного татарского аула. Однако осваивать сам город у меня времени не было - нужно было возвращаться в Ижевск и вылетать в Москву.

Кстати, к вопросу о времени. Прикольный факт: попадая на территорию Татарстана, электричка формально пересекает границу часовых поясов. В Агрызе время ещё московское, а вот в Удмуртии +1 час к Москве. Особенно смешно и отчасти дезориентирующе это выглядит в расписании:

После удмуртского Успьяна электричка прыгает назад во времени и выныривает обратно уже в районе райцентра Малая пурга, на 4-м километре от Агрыза.
После удмуртского Успьяна электричка прыгает назад во времени и выныривает обратно уже в районе райцентра Малая пурга, на 4-м километре от Агрыза.
Часы с внутренней стороны вокзала, смотрящие на ж/д пути, показывают вполне татарско-московское время.
Часы с внутренней стороны вокзала, смотрящие на ж/д пути, показывают вполне татарско-московское время.

Впрочем, вернемся к вокзалу. Меня лично впечатлило полное отсутствие какого-либо архитектурного контекста вокруг самого "дворца". Привокзальная площадь Агрыза впечатляюще пуста. С запада ансамбль дополняется краснокирпичной пятиэтажкой (возможно, общажного типа) с национальным узорчиком...

-18

На самой площади - свежее благоустройство... Тоже довольно безлюдно.

-19

Хотя малые формы стильные, одна только композиция с названием города для фоток неиронично очень классная.

-20

Наделав достаточно кадров, я снова выскочил на надземный переход, предпринял последнюю попытку запечатлеть всю мощь и размах Агрыза как сортировочной станции...

А зрелище действительно впечатляющее.
А зрелище действительно впечатляющее.

И прыгнул в закрывающиеся двери ижевской электрички. Вот что я тут вытворяю, чтобы для вас прикольное вокзальное здание заснять - рискую упустить самолёт в Москву и остаться в Агрызе. Достойно лайка, я считаю.

В сухом остатке

Удмуртские деревеньки в Малопургинском районе.
Удмуртские деревеньки в Малопургинском районе.

Агрызский вокзал, как и бизнес-центр "Наутилус", ТЦ "Ереван-плаза" и прочие шедевры капиталистического романтизма - несомненный памятник своей эпохи, который нельзя рассматривать в отрыве от исторического контекста. Это здание странно, как по своей архитектуре, так и по месту своего нахождения. Я немало поездил по областным центрам России и с уверенностью могу сказать, что вокзальное здание таких размеров есть далеко не в каждом из них (привет Кирову, Орлу, Калуге). А тут - хотя и важный, но всё же периферийный городок. Ничего не имею против, но ситуация непривычная.

Что до моего отношения к архитекутре - внешне здание мне скорее нравится, чем нет. За интерьер несомненный минус, но вот сам вокзал снаружи смотрится как минимум интересно. Зелёненькая листовая крыша смотрится дёшево, в дороговизну лепнины тоже как-то веришь с трудом, но задумка была очень интересная, да и реализация, в принципе, не подкачала. Другое дело, что, когда я показывал фотки этого дива людям с культурологическим, либо дизайнерским образованием, те умирали в страшных муках у меня на руках. Так что теперь меня интересует ваше мнение по теме. Ну и держите ещё недосказанности под конец.

Да, это самолёт на чьём-то участке в предместьях Ижевска. Просто самолёт. На чьей-то даче. Всё в порядке, это Удмуртия.
Да, это самолёт на чьём-то участке в предместьях Ижевска. Просто самолёт. На чьей-то даче. Всё в порядке, это Удмуртия.

Если вдруг вы пропустили мой материал про вокзал Твери, то очень советую наверстать:

Тверской вокзал: как и зачем появился имперский космопорт из "Звёздных войн" в старом русском городе?

Ну и как вам сей шедевр эпохи? Безвкусица, или красиво-дорого-богато? Пишите своё мнение в комментариях. Ещё больше неочевидной красоты постсоветского пространства на канале "Размагниченные и Влажные билеты". Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!