В одном из прошлых материалов мы уже говорили про железнодорожный вокзал среднего областного центра, который явно создавался с высокими мечтаниями о космосе и - в целом - пропитан духом ретрофутуризма, странновато ощущающегося в старом русском городе. Сегодня же есть предложение обратиться к иной стороне медали. Что если в эпоху постмодернистской архитектуры взять - и попытаться вернуться к дворцовому стилю, оставив модернистский размах, но упростив отдельные моменты, вроде отделочных материалов и форм?
В поисках экзотического примера мы с вами отправимся на самый край республики #Татарстан, на самую границу с Удмуртией, в небольшой городок железнодорожников Агрыз. В силу специфики местной карты железных дорог электрички, идущие из второго по величине города Удмуртии, старого губернского центра Сарапула, в #Ижевск, идут как бы "по дуге", заезжая ненадолго на территорию Татарстана и делая 15-минутную остановку в Эгэрже. На такой электричке сообщением Красноуфимск-Ижевск я и прибыл в Агрыз в ноябре 2020-го.
Железнодорожный узел
Агрыз - небольшой (19 тысяч жителей) городок на северо-востоке Татарстана. Это - самый отдалённый от Казани город республики, а сам Агрызский район от остальной территории Татарстана изолирован рекой Камой. По всей его сухопутной границе - только Удмуртия, а до Ижевска отсюда - 40 минут езды (при том, что до Казани - четыре с половиной).
С самого 1913-го года, когда через татарский аул Эгэрже прошла железнодорожная ветка Казань-Екатеринбург, эти места - плоть от плоти #железная дорога . Она здесь - исторически альфа и омега всего сущего. Об этом в обязательном порядке напомнит бюст-памятник Н.К. фон Мекку, одному из богатейших меценатов дореволюционной России, строившему железные дороги по всей стране. Памятник не уникальный - видел схожий в Ярославле.
В период Гражданской войны местные железнодорожники, подняв восстание против белого гарнизона на станции, очень здорово помогли наступающим частям командира Азина (один из главных латышей-героев Гражданки). В советское время через Агрыз прошли ветка на Ижевск и на Набережные Челны, так что статус стратегически важной узловой станции только упрочился. Впрочем, пассажирский компонент этой станции выглядел при этом не сильно впечатляюще...
Поэтому в 2003-м году старая типовая "коробочка" 1965-го года постройки была снесена. Большое вокзальное здание здесь давно напрашивалось - жители многих соседних городов вплоть до Ижевска часто используют Агрыз, чтобы уехать в сторону Москвы - из самого Ижевска исторически дорогие билеты что на самолёт, что на поезд. Однако то, что его начали строить именно в ранние 2000-е - ключевой фактор, определивший его нынешний облик.
Пара слов о капроме
Не знаю, как вы, а я лишь недавно узнал про такой архитектурный стиль, как капиталистический романтизм, он же - капром. Его также можно назвать постмодернизмом, поскольку в хронологии развития отечественной арзитектуры он как раз идёт за советским модернизмом и является первым направлением в архитектуре, порожденным независимой Россией.
Суть капиталистического романтизма в невероятной самоуверенности. Капромантическая #архитектура пытается объединить чуть ли не все архитектурные стили прошлого, параллельно романтично оглядываясь на стекянные небоскрёбы Запада и его кажущуюся эклектику. Москвичам капром знаком по лужковской архитектуре, северянам - по новой застройке нефтеносных Нового Уренгоя и Сургута. Собственно, татарский капром тоже, вероятно, стал возможен благодаря сверхдоходам от "чёрного золота".
Итак, новый вокзал Агрыза огромен. С точки зрения архитектуры он явно отсылает к послевоенному сталинскому вокзалу (1950) в столице соседней национальной республики - собственно, Ижевске. Сравните.
С точки зрения стиля - как это часто бывает с капиталистическим романтизмом, тут намешано немало всего, хотя лично у меня взгляд больше всего цепляется за отсылки к модерну.
Форма окон и обрамляющих из акцентов явно отсылает к 1870-м - 1910-м годам - в схожем стиле оформляли экстерьер фабрик, вокзалов и даже общественных зданий. Вместе с тем, формы вокзала скорее барочные. Здание огромно и оно этого совершенно не скрывает - наоборот, массивность здесь подчёркивается. В том числе - крыльями с башнями по краям, которые на контрасте с центральной частью не обладают такими большими зонами остекления.
При всём при этом меня, честно говоря, очень разочаровал интерьер вокзала. При таком фасаде ждёшь чего-то если не необычного, то хотя бы просторного. Можно вспомнить позднесоветские массовые здания, снаружи похожие на крематории, а внутри скрывавшие богатое убранство. Какого-то такого позитивного обмана ожиданий ждёшь и здесь. На выходе же получается нечто такое:
Да, это большой зал с кассами и сидениями - самое большое помещение вокзала. Могло бы быть и не так плохо, но цифровое табло с расписанием поездов прямо на балюстраде и дешёвый плиточный потолок портят всё. Несмотря на внушительную высоту потолков, воздуха в зале мало, монументальности экстерьера здесь нет и близко.
Ощущения дешевизны усугубляются совершенно пластиковыми балюстрадами второго этажа и утилитарным полом "под мрамор", холодящим вкус и душу. Ну и стоит ли говорить, что ни автоматы, ни киоски, в интерьер не вписаны от слова "совсем".
Наснимать на статью за 15 минут
Фасадом вокзал-дворец выходит на старую часть Агрыза, в глубине которой в теории сохранились остатки крупного татарского аула. Однако осваивать сам город у меня времени не было - нужно было возвращаться в Ижевск и вылетать в Москву.
Кстати, к вопросу о времени. Прикольный факт: попадая на территорию Татарстана, электричка формально пересекает границу часовых поясов. В Агрызе время ещё московское, а вот в Удмуртии +1 час к Москве. Особенно смешно и отчасти дезориентирующе это выглядит в расписании:
Впрочем, вернемся к вокзалу. Меня лично впечатлило полное отсутствие какого-либо архитектурного контекста вокруг самого "дворца". Привокзальная площадь Агрыза впечатляюще пуста. С запада ансамбль дополняется краснокирпичной пятиэтажкой (возможно, общажного типа) с национальным узорчиком...
На самой площади - свежее благоустройство... Тоже довольно безлюдно.
Хотя малые формы стильные, одна только композиция с названием города для фоток неиронично очень классная.
Наделав достаточно кадров, я снова выскочил на надземный переход, предпринял последнюю попытку запечатлеть всю мощь и размах Агрыза как сортировочной станции...
И прыгнул в закрывающиеся двери ижевской электрички. Вот что я тут вытворяю, чтобы для вас прикольное вокзальное здание заснять - рискую упустить самолёт в Москву и остаться в Агрызе. Достойно лайка, я считаю.
В сухом остатке
Агрызский вокзал, как и бизнес-центр "Наутилус", ТЦ "Ереван-плаза" и прочие шедевры капиталистического романтизма - несомненный памятник своей эпохи, который нельзя рассматривать в отрыве от исторического контекста. Это здание странно, как по своей архитектуре, так и по месту своего нахождения. Я немало поездил по областным центрам России и с уверенностью могу сказать, что вокзальное здание таких размеров есть далеко не в каждом из них (привет Кирову, Орлу, Калуге). А тут - хотя и важный, но всё же периферийный городок. Ничего не имею против, но ситуация непривычная.
Что до моего отношения к архитекутре - внешне здание мне скорее нравится, чем нет. За интерьер несомненный минус, но вот сам вокзал снаружи смотрится как минимум интересно. Зелёненькая листовая крыша смотрится дёшево, в дороговизну лепнины тоже как-то веришь с трудом, но задумка была очень интересная, да и реализация, в принципе, не подкачала. Другое дело, что, когда я показывал фотки этого дива людям с культурологическим, либо дизайнерским образованием, те умирали в страшных муках у меня на руках. Так что теперь меня интересует ваше мнение по теме. Ну и держите ещё недосказанности под конец.