Найти тему

Как я "опять" стал комсоргом во время службы в Пограничных войсках КГБ СССР

Еще на пограничном учебном пункте заметив мою наклонность к чтению газет и то обстоятельство, что я был из вузовской "абитуры", мой командир учебного взвода старший лейтенант Комаров "предложил" мне заняться комсомольской работой. Я согласился и был избран комсоргом учебного взвода. Та же самая ситуация повторилась спустя полгода, когда я вынужденно "тормознулся" по службе в Симферополе.

На комсомольском собрании
На комсомольском собрании
Структура комсомольской организации в пограничном ОИСБ выглядела так. В каждом взводе был комсомольский организатор, в каждой роте – комсомольская организация, в батальоне – первичная комсомольская организация. Возглавляло ее комсомольское бюро во главе со штатным работником – старшим лейтенантом Комаровым. Из общей численности ОИСБ в 300 с лишним военнослужащих, почти все были комсомольцами. Среди них были не только солдаты и сержанты, но и офицеры с прапорщиками.

Предыдущий комсорг 1-го взвода 1ИСР, ефрейтор (из моих дедов) "погорел на банальной пьянке. Демагог узнав о том, что его бывший комсорг с учебного пункта находится в санчасти, предпринял все возможное, чтобы меня оставить в Симферополе. Мне, конечно, было не совсем приятным, такое вмешательство в мою служу. Но, и открыто против Демагога я переть не мог, т.к. маловато прослужил. В субботу, после занятий состоялось комсомольское собрание в моем, теперешнем взводе. Почему то вместо Комарова, собрание проводил замполит 1ИСР старший лейтенант Пелех. Моей, единственной, предложенной кандидатуре на должность комсорга взвода, он был явно не рад. Скорее всего, у него был свой "протеже", и мое появление, сломало "планов громадье" замполита. Сами же солдаты и сержанты взвода, были полностью безразличны, к этим комсомольским "играм", и поступили при голосовании так, как об этом их попросили сержанты - замок Шевченко и комод Малинка. Все единогласно проголосовали за меня. Пелих, некрасиво, скрививший свои губы, спросил:-Ты представляешь, какая на тебя ложится ответственность? "Сморозил", он, конечно глупость, или точнее, что-то, должен был сказать. -Товарищ, старший лейтенант! Я же при вас, там, на Балаклаве, достаточно много с Герасименко работал по комсомольским мероприятиям. -Да, да, я помню, пробурчал Пелих, и на этом закрыл собрание. Так я "опять" стал комсорогом (комсюком). И как остальным комсоргам ОИСБ, выписали мне для солидности Удостоверение комсомольского активиста КЗПО.

Комсорги
Комсорги

С того дня в моей службе ничего не изменилось. Все должности комсоргов не были освобожденными, т.е. эти военнослужащие выполняли свои обычные повседневные задачи по службе: строили, водили машины, и пр. Комсоргу был положен один "свободный" день в неделю, когда, он должен был заниматься своими комсомольско-организационными обязанностями. Но, как правило это было формально, "на бумаге", и хорошо, если "свободный" день выпадал хоть раз в месяц. Чем же занимался, какие задачи решал комсомол? Была обычная работа по организации внутриказарменной жизни - досуга своего взвода, и подготовка к отчетно-выборным собраниям.

Удача! У нас в гостях комсомолки!
Удача! У нас в гостях комсомолки!
В штабе ОИСБ был кабинет старшего лейтенанта Комарова, где, мы, комсорги (которых, было в Симферополе четверо) и должны были "формировать" крепкий пограничный коллектив. Но, туда мы могли попасть только тогда, когда хотелось самому хозяину кабинета. А это было очень, очень редко. В кабинете было два стола, телевизор, печатная машинка, десяток стульев, шкаф для одежды и шкаф с книгами. Мы скромно рассаживались за столом, и в принесенных с собою тетрадках, расписывали будущие конкурсы, викторины, культпоходы. Заказывали покупку призов (книги) и квоту на награждение грамотами. Иногда, пытались, уговорить Демагога, на совместное мероприятие, с какими-нибудь симферопольскими комсомолками. Но, такие, инициативы, не поощрялись командованием. А больше от комсомола солдатам ничего не было нужно.

И постоянные отчеты Комарову: если во взводе есть не комсомольцы, сколько новых членов ВЛКСМ приняли, или почему до сих пор не приняли. Сколько проведено мероприятий. Ну, и непременные тогдашие "заклинания" — демократический централизм, гласность, перестройка, которые, должны быть выражены наглядной агитацией. Скукота. А вообще комсомол (как и КПСС) катился по инерции в никуда. Кажется, всем, уже, было тягостно состоять в этой насквозь прогнившей, формализованной организации. Меня, да и остальных (комсюков), тошнило от этих лживых лозунгов которые нам вдалбливали в голову, и в которые мы сами уже не верили. Но пытались заставить верить других.

В оформлении использованы фотографии с сайтов: pogranec.ru, ok.ru

Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!

Другие материалы на авторском канале Погранец на стройке