Найти в Дзене

Новый жанр в русском искусстве или крестьянские мотивы в творчестве А.Г. Венецианова

Алексей Гаврилович Венецианов является клaссиком русского изобрaзительного искусства и мастером жaнровых сцен из крестьянской жизни. Именно он утвердил бытовой жанр, как рaвноправную сферу в отечественной живописи. Также этот русский живописец был великолепным педагогом основателем так называемой венецианской школы, членом Петербургской Академии художеств. Будущий великий художник родился 7(18) февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. Отец и мать занимались торговлей растениями, и как ни странно картинами, но по сути не имели отношение к искусству. Хотя, возможно, именно, что с детства маленький Венецианов рассматривал различные картины, выставленные на продажу родителями, тот факт и подтолкнул его к выбору жизненного пути, связанного с живописью. В середине 1810-х годов, Венецианов покупает для себя в Тверской губернии имение вместе с селами Трониха и Сафонково. И большую часть времени живет именно здесь — в деревне. Так начался новый период в творчестве художника. Он

Алексей Гаврилович Венецианов является клaссиком русского изобрaзительного искусства и мастером жaнровых сцен из крестьянской жизни. Именно он утвердил бытовой жанр, как рaвноправную сферу в отечественной живописи. Также этот русский живописец был великолепным педагогом основателем так называемой венецианской школы, членом Петербургской Академии художеств.

Будущий великий художник родился 7(18) февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. Отец и мать занимались торговлей растениями, и как ни странно картинами, но по сути не имели отношение к искусству. Хотя, возможно, именно, что с детства маленький Венецианов рассматривал различные картины, выставленные на продажу родителями, тот факт и подтолкнул его к выбору жизненного пути, связанного с живописью.

В середине 1810-х годов, Венецианов покупает для себя в Тверской губернии имение вместе с селами Трониха и Сафонково. И большую часть времени живет именно здесь — в деревне. Так начался новый период в творчестве художника. Он увидел совсем другой мир — русскую природу во всей ее красе и мир крестьянской жизни и быта. Но интерес к жизни народа у Алексея Гавриловича был далеко не случаен. Ведь война 1812 года, укрепившая национальное самосознание русских, стала одной из великих глав в истории России и показала, какими силами и потенциалом обладает русский народ. Но не нужно забывать и о том, что в то далекое время крестьяне были собственностью дворян. И после войны остро встал вопрос о судьбе русского крестьянина, положившего свою жизнь на защиту Отечества, но так и оставшегося в подневольном положении.

Работая на натуре, Венецианов наблюдает за трудом и бытом крестьян, за природой. Именно вдали от городской суеты он начинает рисовать на своих полотнах «простейшие предметы русские», простых, небогатых людей, правдиво и искренне передавая их взаимосвязь друг с другом и окружающей средой. Алексей Венецианов старается ничего не приукрашивать, но в то же время мягкая живописная манера, точно подобранные тона передают истинную красоту непростой жизни крестьян. В этот период своего творчества художник стремится овладеть перспективой и учится передавать реальные соотношения света и тени. А подлинный расцвет творческого дарования Венецианова приходится на 20–30-е годы ХIХ века.

В 1820-х годах А.Г. Венецианов пишет: «Крестьянку с косой и граблями» («Пелагея») (рисунок 1) и «Жнецов» (рисунок 2). Последняя картина изображает крестьянку и юношу.

Рисунок 1 – «Крестьянка с косой и граблями»
Рисунок 1 – «Крестьянка с косой и граблями»

Рисунок 2 – «Жнецы»
Рисунок 2 – «Жнецы»

Этот небольшой холст пропитан атмосферой завороженного созерцания. Затаив дыхание, восхищенно и внимательно деревенский паренек рассматривает двух красивых бабочек, присевших на руку его матери. А она чуть-чуть наклонив голову к своему сыну, глядит в сторону утомленно и спокойно. На этом полотне изображены Захарка, герой нескольких полотен Алексея Венецианова, и его мать Анна Степанова. Кстати, именно Захарку художник сделает прототипом одной из церковных икон, написанных им для Покровской церкви. Эта икона и сейчас находится в церкви села Покровское. Композиция картины «Жнецы» лаконична: полуфигуры героев крупные и приближены к самой раме, а задний фон — сплошная стена из колосьев. Объемно выписаны лица и руки персонажей, очертания их голов словно повторяются разомкнутыми окружностями серпов. Густыми мазками выписана грубая ткань одежды Анны Степановой: сарафан, белая рубаха, желтоватый платок на голове, подчеркнуто скромные украшения — ожерелье и колечко. Художник точно подмечает разный тон кожи женского запястья и обветренных рук подростка, правильно прописывает светотень на лицах своих героев. С очевидной искренней симпатией он рисует любознательного Захарку, изображает застенчивую ласку и теплоту на материнском лице.

В эти же годы А. Венецианов исполнил ряд произведений, «картиночек», как выразился он сам, представляющих собой, как правило, композиции, состоящие из одной, двух или трех фигур. Это чаще всего – молодые крестьяне, девушки и юноши, сидящие и беседующие между собой. К ним относятся: «Крестьянский мальчик, надевающий лапти», «Крестьянские дети в поле», «Крестьянский мальчик с топором и лыком». Фигуры на этих картинах даны обычно на фоне пейзажа, в окружении привычной обстановки и предметов крестьянского быта.

К этой группе картин примыкает и известное произведение: «Спящий пастушок» (рисунок 3) – это полотно, по своему эмоциональному воздействию, во многом, превосходящее перечисленные работы А.Г. Венецианова. Сюжет картины, если вообще здесь можно говорить о нем, очень прост. На первом плане, справа, прислонясь спиной к стволу березы, дремлет крестьянский мальчик – пастушок. Зрителю трудно поверить, что он действительно спит: поза, несколько напряженная, левая рука картинно отброшена в сторону зрителя; нетрудно угадать, что художник писал не с задремавшего, а с позирующего мальчика.

Рисунок 3 – «Спящий пастушок»
Рисунок 3 – «Спящий пастушок»

В этой картине А. Венецианов впервые создает тот тип композиции, который займет значительное место в его дальнейшем творчестве. Произведения такого рода не укладываются в традиционные рамки жанровой картины, существовавшие в живописи его времени, это полотно нельзя назвать пейзажей, но это и не просто бытовая сценка, так много внимания уделено изображению природы. В мягких, стелящихся берегах протекает речка. На противоположной стороне видна слегка холмистая, типично русская равнина с пожелтевшими нивами, перелесками, одинокими елями и заброшенным сельским строением. В природе разлита тишина, умиротворение. Изображена ранняя осень – пожелтели хлеба, травы, но в природе еще не чувствуется увядания, листья молодых побегов на стволе березы и на прибрежных кустах еще зелены. Мирный ландшафт осеняет глубокое, бледно-голубое небо. Однако, в этом небольшом по своему размеру произведении художник передает широту равнинного русского пейзажа, выдержанного в теплых золотистых тонах. Таким образ, пейзаж в «Спящем пастушке» – это несомненное достижение русской живописи этого времени.

По существу, это первое реалистическое, глубоко проникновенное изображение русской природы, прокладывающее путь пейзажной живописи второй половины XIX века – А. Саврасова, Ф. Васильева и других. Итак, в 1820-х годах сложились основные особенности живописного почерка А. Вполне естественно, что у художника возникло стремление передать свой метод молодежи. Венецианов задумывает создать школу, в которой могли бы учиться талантливые молодые люди. Но, условий к этому в деревне не было. Художник в эти годы неоднократно приезжал в столицу. Он понимал, что, затворившись в глуши, не сможет оказать влияния на современное ему искусство. Венецианову стало ясно, что только, работая в Петербурге, он в состоянии поставить дело обучения талантливых юношей на твердую почву. Приехав в 1824 году в Петербург, А. Венецианов столкнулся со сложной ситуацией. С одной стороны, ему было оказано большое внимание не кем иным, как самим царем Александром I, приобретшим с целью поддержки художника три его картины: «Очищение свеклы», «Утро помещицы» и «Гумно» (рисунок 4).

Рисунок 4 – «Гумно»
Рисунок 4 – «Гумно»

Без упоминания последнего полотна невозможно представить творчество Венецианова. Картина, хранящаяся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, результат пристального изучения натуры. На полотне изображено гумно, то есть сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и молотили, а также работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия труда. Любовно и внимательно передано внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным мягким светом, дальше, там, где освещение должно быть более приглушенным, с улицы неожиданно через открытую слева дверь врывается поток дневного света, и в глубине — опять яркий свет. Результатом тонких наблюдений живописца на натуре являются переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным. Игра света поражает, а тени в картине реалистично прозрачны. Образы Венецианова иногда не сразу понятны обывателю, ведь в них часто очень много статичности. Но чем дольше и детальнее рассматриваешь картину, тем явственнее понимаешь, что художник предпочитал некие внутренние движения каким-либо внешним проявлениям. Очень выразительна и отнюдь не статична сидящая слева крестьянка, прислонившаяся спиной к бревнам. А сложная система перспективы передается живописцем несколькими интересными приемами. Можно выделить один — ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, созданных досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Эта особенность объединяет композиционные пласты в единое целое.

Коллеги Венецианова посчитали его работу не подходящей для сформированной системы Академии — им она не понравилась. Но это не помешало именно картине «Гумно» стать новым громким словом в русской живописи. Именно она положила начало последующему, новому этапу творчества живописца

В Академии этого времени вся система преподавания была связана с давно установившимися традициями: значительное время отводилось на рисование с гипсов, копирование картин знаменитых художников прошлого, использовались также в качестве образцов для копирования старинные гравюры, главным образом, итальянских художников эпохи Возрождения. Прогрессивные художественные воззрения А. Венецианова никак не могли прийтись по вкусу представителям официального, парадного искусства. И, тем не менее, несмотря на отсутствие какой-либо настоящей и систематической поддержки – материальной и моральной, А. Венецианов начинает трудное дело: он подбирает и группирует вокруг себя учеников. Художник выписывает из окрестностей Сафонкова знакомых ему способных юношей, принадлежащих к низшим сословиям, преимущественно к крестьянскому. Венецианов не только обучает, но и содержит их, тратя на это свои скромные сбережения.

После создания школы в Петербурге (1824–1825 гг. ) А. Венецианов часто наездами бывал в Сафонкове. И здесь он группировал вокруг себя наиболее одаренную молодежь. Не случайно, дело, начатое А. Венециановым, и давшее столь разительные результаты, некоторые из его современников сравнивали с подвигом. В 1830-х годах А. Венецианов продолжает развивать круг тем, связанных с изображением крестьянства. В этот самый период внимание русского общества было приковано к только, что привезенной в Россию картине К. «Последний день Помпеи» (1833). Выставленная в залах Академии художеств, она поразила современников драматичностью сюжета, экспрессией и блеском исполнения. Не только сторонники академических традиций в живописи, но и наиболее видные писатели, поэты того времени восторженно отзывались о новом произведении русской живописи, которое, как им казалось, открывает новую страницу отечественного искусства. Более того, даже ряд учеников самого А. Венецианова покидает его мастерскую под впечатлением триумфа К. На словах А. Венецианов отрицательно относился к растущему успеху академической живописи. Но, творческая реакция его на происходящее, была несколько иной.

Уже на рубеже 1820–1830-х годов в бытность свою на юге А. Венецианов пишет небольшую по размерам кар тину: «Купальщицы» (рисунок 5). Мотив ее обычен для академического искусства – это позирующие обнаженные женщины. Выбор стройной натурщицы, пластичность и завершенность живописи свидетельствовали о том, что А. Венецианов использовал приемы академической школы. Однако, в эту картину А. Венецианов внес нечто свое, отличающее ее от множества работ художников-академистов, писавших картины на подобные темы. Лицо, стоящей купальщицы, явно индивидуализированное, представляет собой портрет крестьянки, позировавшей художнику. Весь ее облик бесспорно свидетельствует о том, что мастер пишет простую женщину и не старается «подогнать» ее изображение под господствующий в академическом искусстве идеал женской красоты.

Рисунок 5 – «Купальщицы»
Рисунок 5 – «Купальщицы»

Целостную картину мира в сознании художника еще не расчленяли сомнения и трагические коллизии нового времени. Его восприятие жизни основывалось на гуманистических идеалах. Это был первый этап русского демократического искусства, этап утверждения реальной жизни, природы, человека-труженика. Передвижники в своем обличительном пафосе отрицали наследие А.Г. Венецианова. Но, забытое на какое-то время, с начала XX века оно возродилось к новой жизни, питая все новые и новые поколения русских мастеров, содержанием искусства, которых, стала красота русского национального образа и родной земли.

Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства. Алексей Венецианов — живописец, сознательно избравший бытовой жанр основой своего творчества. Именно ему принадлежит заслуга утверждения в русском искусстве бытового жанра как самостоятельного вида живописи. Он разработал форму многофигурной жанровой картины, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер. Его живопись национальна и демократична.