Я интернет-маркетолог, у меня профессиональная деформация, многие вещи оцениваю с точки зрения маркетинга и замечаю манипуляции. Расскажу вам, как не попасться на удочку тех, кто заинтересован продать вам как можно больше, и потратить в магазинах ровно такую сумму, которую вы запланировали.
Смотрите вниз в продуктовых магазинах
Выкладка товаров в магазинах — это целая наука, специалисты по выкладке называются мерчандайзерами и они точно знают, что и куда положить-поставить на полках, чтобы вы покупали или больше, или дороже. Самые выгодные для магазина товары расположены как раз на уровне ваших глаз. А вот если опустить глаза ниже и обратить внимание на самые нижние полки, то можно купить то, что вам нужно, намного дешевле. Так, на средних полках стоят соки за 130-150 рублей, лежит зубная паста Splat за 180-200 рублей, находятся развесные конфеты за 300-500 рублей/килограмм — то внизу на тех же стендах вы найдете соки и нектары за 80-90 рублей, зубную пасту за 60-80 рублей и конфеты за 150-250 рублей/килограмм.
Не смотрите вниз в магазинах одежды
В торговых залах магазинов одежды все по-другому, и здесь смотреть вниз, а также вверх и по сторонам от предмета вашего целенаправленного интереса попросту опасно. Дело в том, что мерчандайзеры магазинов одежды выкладывают вещи так, чтобы они максимально гармонично и привлекательно смотрелись в комплектах. Так, посмотрев на блузку на плечиках и опустив глаза вниз вы увидите прекрасно подходящие к ней брючки, рядом — дополняющий образ кардиган и шелковый шарфик, к которому рука тянется сама собой. А если у бренда есть еще и обувь, она тоже будет подходящей и окажется рядом.
Это прекрасно, если вы намеревались купить полный look (как сейчас принято называть образ).
Не покупайтесь на акции, если не планировали
Пример: рядом стоят две бутылки лимонада — 500 мл за 80 рублей и 2 литра за 200 рублей. Что вы купите? 8 из 10 человек купят большую бутылку, и буду радоваться, что сэкономили 120 рублей. Но с сомнительными продуктами типа газировки это не работает! Вы не сэкономите, а потратите на 120 рублей больше, чем планировали, и купите лишних полтора литра бессмысленного, наполненного сахаром, калорийного напитка — он точно вам необходим?
Примерно так же обстоят дела с распродажами в магазинах одежды, обуви, сумок, аксессуаров. Увидев акцию «2 вещи по цене 2» вы нахватаете недорогих юбочек, джинсов, курточек и шапочек, и это ТОЧНО НЕ ЭКОНОМИЯ, а незапланированные траты. Если вы отслеживали акции и у вас есть деньги на обновление гардероба — прекрасно, если нет, то просто проходите мимо.
Помните про логистику торгового зала
В продуктовых магазинах и особенно в супермаркетах — самые ходовые товары лежат в самом дальнем от входа и кассы углу. Обычно это хлеб, сахар и чай; чтобы добраться до них вам придется пройти через весь торговый зал — расчет на то, что так вы купите больше запланированного, потому что все такое вкусное, яркое и аппетитное.
В магазинах одежды логистика несколько другая. Помимо готовых комплектов, о чем я уже рассказывала, выкладку делают так, чтобы недорогие товары более частого спроса, например, носки, платки, шарфики лежали дальше от входа, чем дорогие куртки, свитера, пуловеры и платья. Расчет все такой же: вы увидите, вам понравится, вы потеряете голову, и купите дорогую вещь, не приходя в сознание, хотя на самом деле зашли всего лишь за парой носков ребенку.
Берите корзинку вместо тележки
Во-первых, большая и почти пустая тележка вызывает у нас психологический дискомфорт, ее инстинктивно хочется чем-то наполнить, и мы берем больше — не 2 килограмма сахара, а 3, не одну пачку чая, а 2.
Во-вторых, когда мы катим тележку, то не чувствуем веса будущих покупок. А вот если ходить по супермаркету с корзинкой, то вес всего, что вы набрали, может и остановить вас от необдуманных или необязательных трат.
Не обращайте внимания на подарочные наборы
Мыло, шампунь, крем, мочалка. Красивая хрустящая оберточная бумага и розовая ленточка сверху. Вы наверняка видели такие подарочные наборы в супермаркетах (чаще) и магазинах косметики (реже). Конечно, вы думаете, что это сделано для удобства покупателей. Отчасти, возможно, и так. Но маркетинговая правда в том, что в наборы собирают товары, которые плохо продаются по отдельности.
И рассчитаны они — если уж совсем честно — на каких-то корпоративных закупщиков, например, покупающих 20 подарков для женщин-коллег к 8 марта. Ну или на тех, кому нужно подарить что-то объемное и недорогое не слишком важному человеку. Поэтому — не советую. Это не экономия, а неразумная трата денег.
Вот такие советы есть у меня, а если вам тоже есть, чем поделиться — милости прошу в комментарии, буду очень рада!
Еще полезное и интересное про экономный шопинг:
Как прокормить семью, когда в кошельке 500-1000 рублей, а до зарплаты неделя. Конкретные лайфхаки.
Тратим 300 рублей с максимальной пользой: маленькие покупки, которые сделают быт проще.
Очень бюджетная SOS-сыворотка для ресниц, которая действительно сделает их гуще, крепче, длиннее.
Подпишитесь на канал, следите за статьями и используйте новые знания на практике =>
#экономия #экономные покупки #финансы #деньги #семейный бюджет #финансовая грамотность