Отвечает эксперт Кью и адвокат Дмитрий Новохатько (больше полезных советов ищите в сообществе «Юриспруденция»):
«Если Вы лично перевели средства мошеннику или передали злоумышленнику информацию, позволяющую совершить эту операцию, получить украденные деньги обратно будет сложно. Передавая постороннему лицу какой-либо код, например, из СМС, владелец счета становится нарушителем договора с банком, поэтому в 90% случаев банк откажет в возмещении вреда по страховке.
№1 Отмена перевода через онлайн-банк. Самый быстрый и простой способ. В 90% случаев платеж производится не сразу — и у вас есть несколько секунд, чтобы нажать отмену.
№2 Если отменить платеж через онлайн-банк не удалось, придется подавать заявление в банк. Перевод средств занимает некоторое время. И несмотря на то, что в кабинете у вас может стоять оповещение "Исполнено", деньги, возможно, еще не отправили с карты. В заявлении нужно указать данные счета и причину, по которой нужна отмена перевода.
№3 Сразу из отделения банка — в полицию. Для подачи заявления нужно просто прийти в отделение полиции с паспортом и сообщить дежурному о факте мошенничества. Он вас соединит с сотрудником, который будет заниматься этим делом. Сотрудник поможет вам написать заявление по нужной форме и с правильным содержанием. Если сотрудник полиции отказывается принимать заявление, то вы имеете полное право написать жалобу в вышестоящий орган или на имя руководства конкретного сотрудника. Заявление можно также подать удаленно, через интернет (в том числе через Госуслуги). Посетить полицейский участок придется в любом случае — для выяснения конкретных обстоятельств.
Возможно, вернуть деньги удастся через суд как неосновательное обогащение, но гражданско-правовой путь защиты в этой ситуации неэффективен: средства на таких счетах обычно не задерживаются, а сам счет чаще всего открыт на "номинала". Связь ответчика с лицами, завладевшими деньгами, и личность самих преступников не установлена, а доказать ее в рамках гражданского процесса очень сложно».