Памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором Санкт-Петербурга являются выдающимися произведениями русской монументальной скульптуры 1830-х годов.
Идея создания монументов принадлежала еще Александру I и отражена в его рескрипте 1818 г.: «Прославляя бессмертные деяния времен минувших, изъявим справедливую признательность и к заслугам нашего времени: слава Генерал-Фельдмаршалов, Князей Голенищева-Кутузова-Смоленского и Барклая-де-Толли, требует также достойных Памятников, коими украсятся две площади пред Соборным Храмом Казанской Божией Матери, где Россияне видят многочисленные Трофеи побед своих…».
Торжественное открытие памятников в честь 25-й годовщины победы, 25 декабря 1837 г., состоялось в присутствии всей императорской семьи, знатных особ и при большом скоплении народа. Монументы героям-полководцам прекрасно подчеркнули мемориальное значение Казанского собора и его роль в застройке Невского проспекта. Сам скульптор Б. И. Орловский не дожил до открытия 8 дней. Ему прекрасно удалось отразить характеры своих героев. Динамичная фигура Кутузова, ученика Суворова и победителя Наполеона, в фельдмаршальском мундире и плаще, в его правой руке – обнаженная шпага, в левой – фельдмаршальский жезл, у ног – знамена французской армии. Фигура Барклая де Толли лишена динамизма и более трагична, в его опущенной левой руке – маршальский жезл, взгляд устремлен вдаль.
В отличие от многих других монументов, во время блокады Ленинграда (1941-1943 гг.) памятники выдающимся фельдмаршалам не стали прятать от пуль и гранат. Фигуры полководцев – победителей Великой армии Наполеона вселяли в горожан силу духа и надежду на победу. Воинские части проходили мимо них по Невскому проспекту строевым шагом, отдавая им честь. Во время бомбежек памятники получили незначительные повреждения, но после окончания войны были отреставрированы.
****