Сегодня мы являемся свидетелями начала новой космической гонки, которую без всякого сомнения можно назвать «Битвой за Луну».
Однако план и правила этой «битвы» меняются чуть ли не каждый год.
Главными инициаторами новой лунной гонки ожидаемо являются американцы, которые постоянно пытаются "вернуться" на Луну, но у них это почему-то не получается.
Сегодняшняя программа США - «Артемида» - уже третья официальная лунная программа.
Первой программой НАСА по освоению Луны стала программа «Аполлон» (включала в себя посещение Луны человеком и его успешное возвращение на Землю), которая преподносится всему миру как одно из величайших достижений в истории человечества.
За 8 лет были созданы все технологии, которые позволили 12 астронавтам разгуливать и кататься по Луне, как у меня во дворе. И всё это на заре космической эры. Своё менее о полёте американцев на Луну я без всякого сарказма описал в цикле статей «Незнайки на Луне».
Вторая лунная программа - «Созвездие» - входила в проект развития пилотируемой космонавтики США. По своей сути это был аналог программы "Аполлон", но основной целью теперь было использование последующего опыта и технологий для полёта на Марс, а также для строительства в перспективе обитаемой лунной базы. Данная программа стартовала в 2004 году, но уже в 2011 была закрыта. В ходе этой программы была создана ракета-носитель тяжёлого класса «Арес-1», единственный испытательный полёт которой состоялся в 2009 году.
И на этом всё. Никакого вам корабля «Арес-5», способного вывести 188 тонн полезной нагрузки, ни лунного модуля «Альтаир», способного прилуниться и взлететь с поверхности Луны.
Даже многоцелевой частично многоразовый транспортный космический корабль «Орион» - и тот не был осилен, хотя работы по нему велись ещё с 2000 года. Про лунный скафандр и лунный транспорт я вообще молчу.
Получается, что за 7 лет была создана только тяжёлая ракета-носитель «Арес-1», которая оказалась аналогом уже находящейся с 2004 года в эксплуатации ракеты-носителя «Дельта-IV Heavy».
К тому же новенький «Арес-1» от НАСА проигрывал в грузоподъёмности ракете «Дельта-IV Heavy» от Боинга (разница в грузоподъёмности - почти 3,4 тонны полезной нагрузки ).
Как результат - единственный испытательный полёт ракета «Арес-1» совершила в 2009 году, после чего её дальнейшая эксплуатация была прекращена.
Какой из этого можно сделать ввод? Что 7 лет инженеры НАСА валяли дурака?
В это же время космическая программа России была под управлением людей с излишней любовью к фантастическим фильмам.
Гелий 3 – это редкий стабильный (нерадиоактивный) изотоп Гелия. Его количество в атмосфере Земли оценивается в 35 тысяч тонн, в то время как в реголите Луны его больше 500 тысяч тонн.
Но даже если бы началась та самая добыча Гелия-3 на Луне, то что с ним делать дальше? Не шарики же в конце концов им надувать. Коммерчески и энергетически обосновать добычу Гелия-3 на Луне можно, только применяя последний в качестве термоядерного топлива. Вот только устойчивая термоядерная реакция с Гелием-3 достигается в сто раз сложнее, чем «простая» - на основе Дейтерия и Трития (их человечество ещё даже не начало осваивать).
Мы ещё только на пороге понимания того, какие конструкторские решения нужно применить, чтобы «зажечь» наконец эту Дейтерий-Тритиевую реакцию. Если повезёт, то большой прорыв в этом направлении мы увидим в 2035 году на международном термоядерном реакторе.
В начале 2000-х годов космическая программа России находилась на грани выживания.
- Так, например, главной целью федеральной космической программы с 2001 по 2005 года была «Стабилизация экономического положения предприятий и организаций ракетно-космической промышленности».
- В период с 2006 по 2015 годы уже были созданы космические комплексы «Спектр-Р», «Коронас-Фотон», «Электро-Л», «Канопус-В», разгонный блок «Фрегат-СБ» и другие космические средства. Начаты активные работы по проекту ядерного энергетического модуля «Нуклон».
Но ни о какой лунной программе никто всерьёз в России тогда даже не задумывался, хотя американцы пиарили свою лунную программу из каждого утюга.
С 2009 года США начали прорабатывать возможность создания орбитальной лунной станции «Gateway» в качестве начального этапа развития пилотируемой космонавтики. Окололунная станция должна была обеспечивать будущие миссии на Луну и к Марсу.
В 2012 году, когда проект фактически приняли в работу, никто не знал, кто и как должен строить и обслуживать станцию.
После закрытия программы «Созвездие» конгресс США поручил НАСА разработать более консервативную, чем "Арес-5", версию сверхтяжёлой ракеты-носителя. Тогда в 2011 году начались работы над новой ракетой "SLS", способной вывозить в космос до 95 тонн полезной нагрузки. Первоначально полёт "SLS" запланировали на 2017 год. По факту же первый испытательный полёт должен состояться до конца 2021 года, но даты постоянно сдвигаются.
Между тем шла разработка космического корабля "Орион", который также разрабатывался в рамках программы «Созвездие» и должен был к 2014 году прийти на смену космическим челнокам «Спейс шаттл».
Сегодня дата первого пилотируемого полёта "Ориона" – 2023 год, а выводить "Орион" должна «SLS».
В 2020 году с лёгкой руки Трампа стартовала новая лунная программа США – «Артемида», в рамках которой планируется в 2024 году отправить людей на Луну.
Однако в ходе этой программы подход НАСА к реализации своих планов кардинально изменился. За 20 лет разнообразных лунных программ в НАСА ничего существенного создать не смогли. И совсем неудивительно, что первый пилотируемый полёт после закрытия программы космических челноков на американских аппаратах осуществила частная компания "SpaceX".
Получается, инженеры НАСА разучились проектировать космические системы?
Как бы то ни было, но в новой лунной программе уже сегодня почти 90% всех разработок будет отдано в частные руки. А НАСА будет только покупать их услуги. Они даже официально об этом заявили в своей презентации от 2019 года.
- Например, практически все модули лунной станции «Гигабайт» будут созданы частниками.
- Снабжением станции «Gateway» будет заниматься "SpaceX".
НАСА отдало на аутсорсинг частным компаниям даже разработку лунных скафандров, хотя до этого на разработку их прототипов были потрачены сотни миллионов долларов и 15 лет.
Более того, НАСА намерено отказаться даже от своих "SLS" и "Ориона", заменив их на "Starship" Илона Маска.
16 апреля 2021 года NASA объявило о заключении контракта на сумму 2,89 миллиарда долларов, в рамках которого "SpaceX" разработает посадочный модуль «HLS Starship».
Другими словами, "SpaceX" создаст лунную версию своего "Starship".
НАСА, в свою очередь, в рамках программы «Артемида» будет арендовать у частников скафандры, космические корабли, космические аппараты и прочие услуги.
В чудо, что частники за 3-4 года смогут сделать то, чего НАСА не смогло осуществить за 20 лет, руководство "Роскосмоса" не верит. Как не верит и в заявление Маска о том, что стоимость вывода 100 тонн полезной нагрузки на орбиту с помощью "Starship" будет стоить всего 2 миллиона долларов.
Ну что ж, до 2024 года осталось немного. Возможно, мы с вами станем свидетелями свершившемуся чуду. Или нет...
В отличие от НАСА, "Роскосмос" идёт совершенно другим путём, и ставит перед собой совершенно иные цели. Поэтому лунная программа России разительно отличается от таковой у США.
Согласно первоначальным планам, высадка российских космонавтов на Луну должна состояться в 2031 году. Но об этом поговорим в следующей статье.
На сегодняшний день "Starship" всё еще приставляет собой даже не макет, а полногабаритную болванку. Однако НАСА делает на него большую ставку. Это, в свою очередь, не нравится другому американскому миллиардеру - Джеффу Безосу. Его компания "Blue Origin" подала иск в федеральное правительство США, чтобы оспорить решение НАСА о присуждении контракта на 2,9 миллиарда долларов компании "SpaceX" Илона Маска.
Нет ни одного лунного посадочного модуля, ни одного лунохода, ни одного зонда, ни одного скафандра, произведённого частной фирмой. А они, по планам НАСА, уже к 2024 году должны встречать американских космонавтов на Луне. Зато есть "Falcon Heavy", которая, если говорить честно, никогда не тестировалась на предмет проверки заявленной выводимой полезной нагрузки, а также "SLS" и "Орион", которые вообще по существу не тестировались.
Будут ли американцы через 3 года на Луне? Справятся ли частные компании? Хотелось бы в это верить, да вот что-то не верится.
Единственное, что лично мне нравится в подобном подходе НАСА, так это их открытость, а также упор на частный сектор в освоении космоса. Оказывается, нет ничего сложного и опасного в том, чтобы создать компанию, которая в перспективе будет возить людей на Луну, и это больше не фантастика. Вот только сроки НАСА поставило просто нереальные. Впрочем, "Роскосмос" тоже задумался о частных инвестициях и частных компаниях. Но пока это только задумки...
Постскриптум.
"С нетерпением жду встречи с Вами в Российской Федерации", - написал глава НАСА Билл Нельсон главе "Роскосмоса" Дмитрию Рогозину.
Об этом он заявил на брифинге для журналистов, посвящённом программе пилотируемых полётов НАСА. По словам главы американской госкорпорации, он прилетит в Москву при первой же возможности, как только позволит ситуация с пандемией.
«Как можно скорее, это будет зависеть от коронавируса», — сказал он, отвечая на вопрос о сроках визита в Россию. Нельсон также добавил, что он вакцинирован. «Мы действительно с нетерпением ждём того, чтобы поехать в Москву и встретиться с Рогозиным», — уточнил глава НАСА.
Теперь я заинтригован, но меня терзают смутные сомнения....
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам нравится контент, вы всегда можете отблагодарить меня, нажав кнопку "палец вверх" (нравится), и оставив комментарий. Спасибо, друзья!
Список источников можно скачать тут "Ссылки на источники".