Найти тему
Ksoruks

Величайшие морские трагедии Второй мировой войны

Все мы знаем историю Титаника, но это ни в коем случае не была величайшая катастрофа в истории. Балтийское море хоть и меньше Атлантики, но является настоящим кладбищем кораблей - особенно времен Второй мировой войны.

Не все знают, что это одно из крупнейших водных кладбищ в мире. На его дне ок. 3 тыс. затонувших кораблей разных исторических эпох. В своем последнем путешествии по Балтике, среди прочего, шведский «Солен» затонул во время битвы при Оливе в 1627 году.

Однако интерес представляют в основном подводные гробницы времен Второй мировой войны. Катастрофы немецких кораблей этого периода, таких как «Вильгельм Густлофф», «Акрона» или «Штойбен», считаются самыми трагическими в истории. И хотя история с «Титаником» омрачила балтийскую трагедию с первым из этих кораблей благодаря голливудской постановке, количество жертв не оставляет сомнений. Подсчитано, что на «Титанике» погибло около 1500 человек, на «Густлоффе» - более 9000 человек.

Черная серия катастроф началась в середине января 1945 года. Красная Армия перешла в наступление на Восточную Пруссию. Столкнувшись с угрозой, мирные жители решили бежать. Шанс попасть на запад был у кораблей, пришвартованных в портах, например в Пилаве, где стоял «Штойбен», или в Гдыне, где находился «Вильгельм Густлофф». Вся операция получила название «Ганнибал». Это была самая крупная морская эвакуация в истории - перевезено один миллион беженцев и 300 тысяч солдат.

Единственный свободный путь к портам пролегал через замерзшую Вислинскую лагуну, регулярно обстреливаемую советскими военно-воздушными силами. Те, кому удалось добраться до места назначения, столкнулись с очередной битвой, на этот раз за место на корабле. И выделялись они в первую очередь солдатам, привилегированным людям и многодетным семьям.

Последние моменты "Вильгельма Густлоффа"

«Вильгельм Густлофф» был нацистским кораблем-мечтой, который использовался немецкой элитой еще до войны. 30 января 1945 года его пассажиры не уехали в очередной отпуск - они боролись за свою жизнь, спасаясь бегством от Красной Армии. Температура была минус 20 градусов по Цельсию. На борту было около 10 тысяч человек. Экипаж знал об опасностях, которые таились в Балтийском море.

У капитана Густлоффа, Фридриха Петерсена, был выбор либо заминированный маршрут вдоль побережья, либо более удаленный от береговой линии маршрут 58. Этот был очищен от мин, но советские подводные лодки представляли опасность для прохождения через него. Именно по этому маршруту стартовал «Густлофф». Как потом выяснилось - в последний рейс.

Вильгельма Густлофф
Вильгельма Густлофф

Моряки знали, что они должны пройти незамеченными. Однако, когда наступила ночь, из опасения столкновения с другим кораблем на капитанском мостике было принято решение включить свет. Через час его решили потушить, но было уже поздно. Корабль заметила советская подводная лодка С-13, капитаном которой был Александр Маринеско. Он немедленно отдал приказ преследовать корабль. В 21:16 в сторону Густлоффа были выпущены три торпеды. На борту началась паника.

Люди топтали и толкали друг друга, пытаясь добраться до спасательных шлюпок. Однако они были заморожены и обледенели, что задержало эвакуацию. Эти моменты описала Эва Боден, сумевшая пережить катастрофу:

Мы поднялись по такелажу. Сначала мама подала мне 6-летнюю сестру. Я посадила ее на ноги. Если бы это был мой ребенок, я бы, наверное, положила его себе между ног. Я протянула руку маме, но мамы не было. Вода была везде. Я хотела пожать сестре руку или подержать ее, но сестры не было. Обе утонули.

Через 65 минут после атаки корабль затонул. Морские глубины поглотили более 9 тысяч человек. Выжило всего около 1000 человек.

«Штойбен» похож на «Густлофф»

Однако это не единственная катастрофа, в которой участвовал экипаж С-13. Через десять дней их жертвой стало другое подразделение - СС «Штойбен». Как и «Густлофф», это было пассажирское судно и выполняло ту же задачу. Он служил крайней мерой для беженцев, в т.ч. из Восточной Пруссии. В ночь с 9 на 10 февраля 1945 года экипаж капитана Маринеско заметил у Устки круизный лайнер.

В то время на борту находилось около 5000 человек. пассажиры. После погони Маринеско отдал приказ о пуске двух торпед по немецкому отряду. Обе попали в цель. Паника и неблагоприятные погодные условия сделали спасение невозможным. Корабль очень быстро наклонился в сторону и уже через семь минут оказался под водой. Выжило всего 300 человек.

Штойбен
Штойбен

Немного иначе было потопление транспорта МС «Гойя». Для капитана Иоахима Плуннеке это было очередное обычное путешествие. Ранее в рамках операции «Ганнибал» он перевез почти 20 000 человек с Востока на Запад. К сожалению, рейс, в который он отправился 16 апреля 1945 года в сопровождении двух тральщиков, оказался для него последним. В абсолютной темноте и тишине колонна оказалась возле маяка Розеве. Рядом была и советская подводная лодка Л-3.

Русские сразу же заметили корабль и бросились в погоню. Через 52 минуты после разведки немецкой части капитан Владимир Коновалов отдал приказ потопить транспорт. Было выпущено четыре торпеды, которые отправили агрегат вместе с пассажирами на глубину. В результате нападения погибло 6700 человек. Только 180 выжили.

Это всего лишь три из множества морских трагедий Второй мировой войны. По сей день на дне Балтийского моря находятся могилы немецких кораблей того периода. Наибольший интерес вызван гибелью «Густлоффа» - в 1948 году русские вывезли все ценное, в т.ч. колокол, который сегодня находится в Музее Второй мировой войны в Гданьске. Остальные подводные могилы были обнаружены поздно - например, ОРП «Арцтовски» наткнулся на СС «Штойбен» только в мае 2004 года.

В любом случае, нырять возле затонувших кораблей без специального разрешения нельзя. Лишь время от времени рыболовные сети цепляются за элементы кораблей, стоящих на морском дне, напоминая нам, что Балтийское море - одно из крупнейших водных кладбищ в мире.