(книга «Вовсе не ренегат»)
Маленькая быль про пилотов-профессионалов авиакомпании «EasyJet» от первого лица.
Начну свой рассказ с того, что я обожаю авиацию. Ну я люблю её также, как кот любит ходить на рыбалку… То есть рыболов из него, может, и никакой, но зато рыбоед – отменный. Хотя иногда для развлечения я устраиваю себе «покатушки» на маленьком самолётике «Цессна» при аэроклубе в Сант-Галлене, что на берегу печально известного Боденского озера. Поэтому я заранее прошу прощения у знатоков и истинных профессионалов авиации за мой рассказ, так сказать досужего любителя авиации. Я надеюсь, что моя слегка эмоциональная история и покажется местами интересной и забавной, которая произошла с нами четвёртого января 2018 года в воздухе над городом Базель, который расположен на границе трёх государств – Швейцарии, Франции и Германии.
Итак, наш рейс U2 1140 Airbus 320 авиакомпании «EasyJet» вылетел из аэропорта Гран-Канария на швейцарский Базель строго по расписанию 4 января 2018 года в 17.15 местного времени…
В течение последних двух суток до вылета различные телеканалы Западной Европы с грустью и как-то неестественно тревожно вещали, дескать, всю Европу от Пиреней до Аппенин накрыл жуткий циклопический шторм, и только Британские острова как-то смогли избежать такой психованной погоды. На самом деле действительно в те дни было немного жутковато смотреть по телевизору новости, где демонстрировали душераздирающие кадры с опрокинутыми фурами на дорогах, вырванными с корнем деревьями лежащих поверженными исполинами, вокруг которых в панике метались муравьишки-лилипутики с бензопилами и тракторами. Закрывались аэропорты, из портов выбегали корабли, по всей территории старенькой Европы объявили чрезвычайное положение. Но мы - такие далёкие от этой разоренной непогодой Европы - накануне вылета с Канар, лёжа в шезлонгах под ласковым январским солнышком на берегу спокойного теплого Атлантического океана, под шум тростника и ленивое перешёптывание пальмовых лап всё-таки надеялись на благополучный для нас прогноз.
И точно – утром четвёртого января наши знакомые из Базеля по телефону радостно сообщили, что накануне вечером и даже ночью был жуткий ураган, поваливший десятки деревьев в городе, но под утро он заметно ослаб и сейчас погода нормализовалась, и «дует только лёгкий ветерок». Мы воспрянули духом и после обеда беззаботными и радостными прибыли в аэропорт отлёта…
Но, к сожалению, а точнее к некоторому неприятному и предательскому посасыванию под ложечкой наши призрачные надежды на спокойную посадку в Базеле развеял экипаж аэробуса, прилетевшего пару часов назад из штормового Базеля. Как только мы поднялись по трапу, то на входе нас встречали стюарды с тревожными и несколько обречёнными лицами. На наш вопрос, мол, ну как там – в Базеле погодка, они как-то смущённо пожав плечами отвечали, да есть иногда потряхивало на взлёте. Моя супруга отнеслась к этому несколько спокойно, но настороженно. Да и я призадумался. При наших весьма частых перелётах друг к другу и в отпуска мы уже неплохо разбирались в психологии стюардов. Если они говорили, что всё отлично – значит была незначительная турбулентность. Если стюарды говорили, что было некоторое неудобство в полёте, то означает, что воздушных ям было немало, но когда звучала фраза «немного потряхивало на взлёте» - то держись за свои болты и гайки: впечатления от полёта будут незабываемыми. А тут у всех стюардов был бледно-обречённый вид. Как говорил незабвенный и гениальный Винни-Пух: "Это ЖЖЖЖ - неспроста". В довесок, так сказать, вишенкой на тортик наших опасений, командир воздушного судна, когда мы уже катили по рулёжке Лас-Пальмаса, сообщил, что ветер в Базеле довольно-таки крепкий 50-60 км/час с порывами до 80-ти. Но он пообещал нас «довезти в целости и сохранности» и даже «ПОПЫТАТЬСЯ СЕСТЬ в аэропорту назначения!» Ну, вот с этим «благословением» мы и поднялись в воздух.
Полёт над Атлантикой проходил нормально и скучно, но вот на подлёте к Испании командир опять нам сообщил по трансляции, что из-за сильного шторма над Пиренейским полуостровом и сильной турбулентности над Пиренейскими горами нам придется сделать небольшой крюк и обойти плохую погоду немного севернее – над Бискайским заливом. Подтвердить это манёвр визуально было невозможно, так как уже было темно и облачно. Но позднее, уже дома, когда дрожащими пальцами я набрал адрес сайта flyradar24.com, я убедился, что командир не врал… но я немного отвлёкся. Итак, мы обогнули шторм с севера – над Бискаем и вторглись в северные пределы родины Марсельезы. Когда мы пролетали над Францией облачности практически не было и в густой ночной темноте внизу то и дело появлялись сбившиеся в кучу огоньки населённых пунктов...
И вот именно с этого момента и началась очень неприятная тряска. Так нас колбасило и бросало из стороны в сторону около часа. А потом наш командир по внутренней трансляции бодренько так на трёх языках – немецком, французском и английском сообщил нам радостную новость, что в районе Базеля ветер резко усилился и что в районе ожидают своей очереди на посадку несколько соискателей мягкой посадки в нашем аэропорту. Так что всем нужно набраться немножечко терпения, ну где-то минут на сорок, и мы тоже будем кружить в ожидании своей очереди. Вот в таком трясущемся состоянии мы и долетели до аэропорта Базель и стали снижаться.
Самое интересное, что именно в районе Базеля проходила граница сплошной облачности и ясной погоды. Аккуратно снижаясь «по коробочке», мы то и дело то влетали в облачность, то выныривали из неё. Сказать, что нас трясло – это ничего не сказать. Природа радовалась нашему появлению довольно-таки своеобразно и от счастья пинала свою очередную жертву с непосредственной неистовостью. Ежесекундно мы то проваливались, то подпрыгивали так, что ремень больно впивался в живот. Конечно же, все пассажиры вздыхали, охали и иногда даже вскрикивали. Не отставали от них и мы! Но самое интересное нас ожидало впереди.
Сделав в районе ожидания - восточнее Базеля всего один круг, мы начали снижаться. Выйдя на глиссаду (это конечная траектория самолёта при заходе на посадку), командир почему-то не спешил выпускать ни закрылки, ни шасси (как обычно ранее ориентиром всегда был траверз телевышки французского города Мюлюз – именно напротив неё выпускались закрылки, а немного позднее и шасси). Мы заходили с востока на полосу 15, но на этот раз командир с выпуском "перьев и колёс" не спешил.
При снижении нашу птичку швыряло во всех направлениях так, словно это была не многотонная машина, а утлая шлюпка в бушующем море. В этот момент все находящиеся в самолёте поняли, что такое четырёхмерное пространство – когда за пару секунду самолёт успевал метнуться по всем трём осям трёхмерных координат.
Наконец, над большим карьером стали выпускаться закрылки и вышли шасси, самолёт заметно снизил скорость и тут матушка-природа стала над нами просто издеваться. Нас швыряло из стороны в сторону, а потом вообще стало заметно сносить влево. Сдувало нас в прямом смысле слова просто нещадно. Самолет даже заметно накренился вправо, стараясь не уходить с курса, но нас просто тупо и решительно сдувало влево. В салоне повисла напряженная тишина - только внутренняя обшивка самолёта противно потрескивала с каждым ударом ветра, да головы пассажиров над креслами как-то безвольно болтались в такт конвульсиям самолёта, словно помидорки на кустиках в непогодь. После очередного неприятного «проседания», самолет вдруг увеличил тягу двигателей и резко принял влево. К моему удивлению ни закрылок, ни шасси командир не убрал, а за иллюминатором проплыла ВПП 15/33 освещённая огнями, постройки аэродромной инфраструктуры и прилегающие здания промзоны Базеля. «Дотянув» до Рейна, самолёт вдруг опять накренился вправо и резко пошёл вниз – словно штурмовик, заходящий на цель… высота стала заметно уменьшаться, а обороты двигателей стали возрастать. Сидящая около иллюминатора моя супруга только смогла прошептать: «Леша, мы падаем?»
Я попытался её успокоить: «Нет. Здесь самолётам запрещено падать. Не бойся - всё так и надо, против ветра заходим… хотя», - я но осёкся – «неужели он решится на это?»...
Небольшое отступление. К болтанке и турбулентности я отношусь если не хладнокровно, то стоически. После полётов на «Цессне» и «Пилатусе» в Альпийских горах с постоянной там турбулентностью в любую погоду действительно становишься немного апатичным к этим атмосферным явлениям… но тут…
Аэропорт «Базель» имеет две взлётно-посадочные полосы (ВПП). Одна – основная - 33/ 15 длиной 3900 метров, вторая - 08/26 длиной - 1820 метров…. Вот мы и заходили именно на эту короткую полосу.
А самолёт уже выровнялся и как-то неестественно медленно летел против сильного ветра - с очень низкой скоростью относительно земли и постепенно снижаясь, но с повышенными оборотами турбин. За иллюминатором проплыли огромные «бочки» топливных резервуаров, ангары и грузовые самолеты на стоянке перед ними… и в этот момент закрылки полностью вышли и буквально спустя пару секунд самолет уж очень неестественно нежно коснулся ВПП 26 и тут же командир экстренно «переложил двигатели на реверс»…
Все пассажиры дружно клюнули носами впереди стоящие кресла и … неистово зааплодировали.
И тут в нашем иллюминаторе справа показался огромный киль грузового самолета «Fedex», который приземлялся впереди нас несколькими секундами ранее и свернувший уже на рулёжку… Вдалеке – в темной беснующейся снегом и дождём ночи - тревожно светились посадочные фары приземляющегося самолёта - ещё одного соискателя удачи в базельском аэропорту, который пытался сесть на длинную ВПП… А погода все продолжала швырять в нас снегом и дождём, короче - погода летающих собак (в такую погоду собачка может поджать лапки и лететь куда ветру угодно) …
Из устало поскрипывающего самолёта, заплёванного мокрым снегом все пассажиры выходили молча. И только изредка некоторые почему-то шёпотом переговаривались друг с другом… На выходе из самолёта у многих из них на щеках были слёзы… В свою очередь стюарды виновато улыбались и на трёх языках смущённо говорили каждому «спасибо» и «будем рады увидеть Вас снова на борту нашего самолёта»…
Могу сказать только одно – пилоты авиакомпании «EasyJet» просто герои и мастера своего дела!!! Но позже в интернете я нашёл официальную документацию по аэропорту Базель и различные схемы заходов на посадку. И нашёл именно этот вариант захода.
Но, честно говоря, это был единственный раз такого экстрима. Ну а после этого полёта я не только не боялся летать, а наоборот – воспылал к авиации ещё большей страстью, ну а моя любимая супруга совсем прекратила обращать внимание на турбулентность и прочие воздушные ямы.
К сожалению, видео этой посадки я не снимал, так как из-за той неистовой турбулентности я боялся ненароком задеть рукой свою жену – ведь я сидел на среднем месте, и тогда пришлось бы держать руку с телефоном вытянутой прямо перед её лицом. Поэтому я позволил себе лишь поупражняться в эпистолярном жанре и создать подобный опус. Прошу вас не судить строго. В дополнение выкладываю «гугловские фотографии» с приблизительной схемой нашего приключения, а также два скриншота с официального сайта flightradar.com с траекторией нашего полёта – в качестве официального документального подтверждения, что этот рассказ не вымысел, а истинная правда.
Спасибо всем за внимание.
P.S. К слову сказать, тому самолёту (кстати тоже авиакомпании «EasyJet») всё-таки удалось приземлиться на длинную полосу… но только ему. Остальные же были отправлены на ночь подальше от греха в Цюрих в аэропорт Клотен.
© Алексей Сафронкин 2021
Другие рассказы и истории из книги "ВОВСЕ НЕ РЕНЕГАТ" Вы найдёте здесь.
Если Вам понравилась история, то подписывайтесь на канал, и не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями.
Описание всех книг канала находится здесь.
Примечание: текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в любых соцсетях этого текста разрешены с личного согласия автора.