Повесть о рыжей девочке Еве Кюн, написанная Лидией Будогоской, автобиографична и потому – крайне реалистична: в ней не только тончайшим образом выписан удмуртский городок Сарапул, но и присутствует большое количество предметов быта.
Довольно часто дети, читая несовременные им произведения, не представляют себе реалий времени. Это осложняет чтение. Мы решили показать некоторые из них, ведь когда мы можем увидеть за словом образ предмета, нам становится интереснее читать, более осязаемой становится ткань повести.
«Никогда бабушка зря не скажет: “Загляни-ка в шкаф”. И на этот раз тоже. Ева открыла дверцу и видит: на полке огромная жестяная банка с наклейкой “МОНПАНСЬЕ”. Тоже как в магазине. Приказчик из такой банки отсыпает покупателям в бумажные кульки фунт или полфунта. А тут запускай обе руки в банку и ешь вволю».
Героине 13-14 лет (это 4 класс, а поступали в 1 класс гимназии дети в возрасте 9-10 лет), идет 1911-1912 год, значит, жестянка с карамельками могла выглядеть вот так, потому что переименование Санкт-Петербурга в Петроград произошло 18 августа 1914 года.
Или же монпансье могло быть произведено в Самаре.
Ева учится, учится хорошо. Гимназистка! Она носит гимназическую форму. Вот так примерно выглядела парадная форма, которая от повседневной отличалась цветом передника: он был черным.
Будни гимназистки состоят не только из уроков и домашних заданий: в жизни Евы Кюн есть место дружбе, переживаниям разлуки с близкими родными, первой влюбленности… Отца Ева боится и задумывает отъезд к маме или к бабушке.
«В куче брошенных вещей отрыла свою пузатую чернильницу, ручку бумагу и конверт. И села в столовой за письмо».
Как знать, может, письменные и школьные принадлежности героини повести выглядели именно так?
Фотографии сделаны в Музее Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
#книжная_история