В связи с резким ростом цен на газ в большей части Западной Европы и падением его транзита через Беларусь и Украину в ЕС многие обозреватели снова указали пальцем на Россию как на источник всех своих бед.
Для некоторых это свидетельство того, что Владимир Путин использует энергию в ущерб остальной Европе. Однако недавние события и устоявшиеся договоренности, кажется, рассказывают другую, менее гламурную историю.
Отключить краны?
Следующим крупным заговором России становится заметное сокращение поставок газа через Беларусь в ЕС. Размещенные на сайте "Газпрома" - государственной энергетической корпорации России и крупнейшего поставщика природного газа в Европу - данные, по всей видимости, подтверждают сокращение объемов поставок в ЕС на 70% по сравнению с прошлым месяцем.
Эта цифра многих расстроила, особенно перед лицом крупнейшего за последние годы энергетического кризиса в Европе. Однако факт в том, что существуют и другие хорошо известные факторы, использующие эти цифры в качестве доказательства того, что российская недоброжелательность больше вселяет страх, чем факт.
Вероятно, главной причиной является прошлогоднее соглашение между «Газпромом» и его дочерним оператором в Беларуси, в котором было решено, что в четвертом квартале 2021 года по трубопроводу Ямал-Европа будет транспортироваться гораздо меньше газа. Неудивительно, что это изменение должно было начаться в октябре этого года, что идеально совпадает с падением, наблюдаемым сегодня.
Могла ли Москва на год вперед предсказать кризис на европейском газовом рынке? Маловероятно, особенно учитывая неопределенность Covid-19 и его влияние на ближайшее будущее мировой экономики и общества.
Несмотря на то, что сейчас может наблюдаться сокращение поставок газа, когда все данные помещаются на временную шкалу за последние четыре года, а не только за два вводящих в заблуждение месяца, становится ясно, что такие аномалии типичны и что были аналогичные падения, которые быстро прекратились.
Кроме того, общие поставки из России в ЕС по-прежнему соответствуют показателям предыдущего месяца, если не немного лучше. Первые четыре дня октября показывают в среднем 210 миллионов кубических метров, что является нормой по сравнению с сентябрем и предыдущими месяцами.
Полная картина
Конечно, есть и другие переменные, которые необходимо учитывать, некоторые из которых существовали до того, как энергетический кризис впервые поднял свою уродливую голову. В декабре 2019 года Киев и Москва заключили сделку о транзите газа через Украину. В рамках этого минимальный объем поставок, заявленный Россией, был изменен до 40 млрд куб. м ежегодно с 2021 по 2024 год, по сравнению с 65 млрд куб. м в 2020 году и 86,8 млрд куб. м в 2018 году.
Кроме того, в сентябрьском соглашении между Москвой и Венгрией газопровод «Турецкий поток» начал перекачивать газ в центральноевропейскую страну, начиная с прошлой недели. Сделка будет поставлять Венгрии 4,5 млрд куб. м. природного газа из России ежегодно в течение следующих 15 лет. Поставки газа, которые обычно проходили через Украину или по газопроводу Ямал, теперь направляются по новому маршруту через Черное море в Венгрию и Хорватию.
Существует также искренняя озабоченность по поводу холода и снега в зимний сезон. В России, известной своими суровыми зимами, в Сибири, где расположены многие российские газовые месторождения, температура может опускаться ниже -40 градусов по Цельсию. Более низкие температуры и суровые условия экстремальной зимы могут напрямую повлиять на добычу и транзит нефти и газа.
Как правило, чтобы избежать дефицита, резервы заполняются для хранения. Однако в прошлом году Россия пережила особенно долгую и холодную зиму и в настоящее время пытается накопить запасы нефти и газа для удовлетворения собственных внутренних потребностей. Запасы нефти и газа "Газпрома" упали до 16% в конце прошлой зимы, что значительно ниже стандартных 35%, наблюдавшихся в предыдущие годы.
А с ожиданием еще одного жестокого снежного сезона приходит досадное понимание того, что газовая электростанция еще не в состоянии поставлять больше газа в остальную Европу. В ноябре, когда «Газпрому» предстоит пополнить хранилища, есть надежда, что Россия сможет отдать приоритет изъятию избыточных объемов и направлению их на западноевропейский рынок.
Не срежиссировано Москвой
Беспрецедентный газовый кризис в Европе в настоящее время вызывает ужас у политиков и экономистов, а также у тех, кто получает счета за отопление по почте. Цены выросли за последние несколько недель, часто побивая рекорды каждый день. Текущие расходы в шесть раз выше, чем в прошлом году, и, похоже, конца им не видно.
Однако обвинять в этом Путина - это уже достижение. Спрос во всем мире резко вырос, возможно, в результате возрождения мировой экономики после окончания глобальных ограничений. Между странами Восточной Азии растет конкуренция, поскольку они стремятся получить кусок пирога. Как и в России, западноевропейские запасы природного газа значительно истощились после прошлой зимы. Также могут возникнуть проблемы, связанные с переходом на европейский рынок энергетики.
Отложенный американскими санкциями в 2019 году, "Северный поток-2" начинает проводить испытания, и в настоящее время природным газом заправляется один из двух трубопроводов. Проект удвоит текущие экспортные мощности по поставкам газа в Западную Европу и в настоящее время ожидает одобрения Германии. Если бы такая задержка по указанию США не произошла, возможно, цены на газ не взлетели бы.
По сути, нынешний кризис в Европе является результатом идеального шторма условий, многие из которых находятся вне контроля Москвы.
“Газпром" не может взмахнуть волшебной палочкой и доставить дополнительный газ в любое место в Европе, которое нуждается в нем в кратчайшие сроки”, - отмечает Виталий Ермаков, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований.
“Как бы ”Газпром" ни старался, он не может в одиночку сбалансировать такой огромный рынок, как Европа".
Возможно, наиболее пострадавшие страны должны объединиться и начать поиск решений, а не просто сидеть и кого-то обвинять.
#политика #экономика #газ #газпром #европа #россия