Эта статья - про окончание нашего путешествия по Албании. Ссылки на первую и вторую часть размещены в конце публикации.
Итак, нас ждала дорога от Ксамиля до Тираны. Самолет до Стамбула и еще один перелет в Москву, а дальше поездом в родной город.
Если в Ксамиль мы добирались, условно говоря, через Гирокастру, то обратно решили поехать через Влеру.
Дорога, о которой пойдет речь, ведет через национальный парк и перевал Логара и славится тем, что является одной из самых извилистых и красивых серпантинных дорог Европы.
Простившись с Ксамилем и его необыкновенно красивым морем, мы выехали в сторону Влеры.
Сначала дорога шла вдоль скал с цветущими агавами. Вообще, это явление довольно редкое. Считается, что агава цветет по достижению возраста где-то 20, а то и 50 лет. И после этого растение погибает.
Цветение, которое предстало перед нами, было прямо массовым! Многие растения действительно выглядели засыхающими. Но рядом с ними много новых листьев. Интересно, это нам так повезло или такое цветение - обычное для Албании явление.
Потом дорога начинает петлять вдоль бесконечных оливковых рощ. Кряжистые и пористые стволы, посеребренная зелень листвы - все деревья залиты солнцем и, кажется, тонут в гомоне цикад.
Кстати, в Ксамиле консервированные оливки продаются в обычных пластиковых бутылках, этакий самосол вроде наших закаток с огурцами и помидорками.
За очередным крутым поворотом открывается море.
Ослепительные лазурные бухты и горы, спускающиеся прямо к воде. Дорога идет по самой кромке, повторяя очертания гор. Кажется, что она начерчена над самой границей моря.
Но если посмотреть на горы вверх, видны узкие тропы, передвигаться по которым можно разве что пешком или на ослике. Эти тропы словно процарапаны когтем гигантского дракона на каменном теле гор.
Дорога продолжает петлять вдоль заливов и на одном из поворотов в морской бухте на секунду мелькает тоннель - стоянка подводных лодок.
Албания довольно долго во время своей изоляции готовилась к отражению натиска какого-то неведомого врага. По всей стране разбросано около 700 тыс. огневых точек - бункеров. Мы неоднократно встречали их по дороге.
Поднявшись на перевал, почти на самой его высокой точке можно увидеть очень красивую панораму, перед которой пасует наша фототехника, которая никак не может передать эту красоту. В определенную погоду отсюда можно увидеть слияние двух морей - Ионического и Адриатического.
Еще чуть подняться - и можно сигануть с этой высоты на параплане, навстречу лазурному морю. Здесь располагается центр парапланеризма и, собственно, самая высокая точка национального парка Логара.
Природа и погода вокруг в очередной раз меняется. Начитаются сосны, скрученные потоками горных ветров. Здесь заметно холоднее.
Вот так ветер-садовник преображает деревья:
Двойная засохшая сосна у дороги стала легендой. Считается, что ее очертания похожи на орла с албанского флага.
И, наконец, мы в точке, ради которой мы и поехали этой дорогой - Логара Туристик Вилладж. Это база отдыха, на территории которой живут олени.
В интернете пишут, что олени свободно гуляют по деревне, их можно кормить и гладить.
Но... Во время нашего пребывания олени были заперты в вольере, и купить гостинцы для них было негде. Как нам объяснили, олени гуляют на свободе только летом, а на дворе, увы, сентябрь.
Кажется, олени были разочарованы такой несправедливостью ничуть не меньше, чем мы.
Они сбегались к посетителям и вопросительно смотрели, не принесли ли те чего им в подарок. Было очень обидно. Вот оно - большое албанское разочарование напоследок.
Посмотрев на красавчиков из-за сетки, мы двинулись дальше, во Влёру.
Удалось спуститься к городу до заката. Не хотелось оказаться на серпантине затемно.
Приятный ужин во Влёре под атмосферу последнего южного заката в этом году. И мы снова в пути.
Еще пара часов до аэропорта Тираны - это уже обычная дорога. Море и горы остались на юге.
Ночной перелет в Стамбул, сложная пересадка в потоке людей, ожидание следующего рейса...
Албания, ты того стоила!
Еще больше историй из этой страны скоро на канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
А вот ссылки на первые части идеального албанского маршрута: