В 1980 году в впервые в столице социалистического государства в Москве проходила летняя Олимпиада.
В воздухе летал олимпийский Мишка.
Но все это было далеко.
Мы жили в Ташкенте и новости города нам были ближе.
В этот год было объявлено, что городу насчитывается 2000 лет.
Глядя на Ташкент, трудно поверить, что город такой древний. Единственный артефакт-ансамбль 10 века Хазрати Имам.
"Хастимом", как называют его местные.
Но сам ансамбль предстал во всей красе лишь в 2007 году, когда Ташкент был объявлен культурной столицей исламского мира.
Инициатором благоустройства города был действующий президент Узбекистана И. Каримов.
После того, как были снесены старые постройки и расчищена территория, взгляду наблюдателей предстали пять старинных зданий, которые были построены в разное время, но в едином архитектурном комплексе.
Это и был ансамбль Хазрати Имам.
Хазрати Имам- признанный религиозный комплекс Ташкента.
Он был построен возле могилы Хазрати Имама. Кто же это такой? Немного истории.
В VII веке нашей эры начинается быстрое распространение Ислама. Вполне возможно, что связано это с нашествиями арабов.
Окрыленный победами, арабский халифат вторгается, в том числе, и в Византийскую Империю.
Воины сражаются не только на полях брани, но и в дипломатических раутах.
Для этой цели нужны были опытные дипломаты.
Так при дворе арабских халифов появиля Абу Бакр аш-Шоший.
Абу Бакр родился в 903 году в городе Ташкенте. Его отец был ремесленником.
Он делал замки. Поэтому Абу Бакра и называли "каффаль", что значит "замочник".
Абу Бакр в юном возрасте обучается в различных медресе Ташкента, Самарканда, Хорасана.
Он изучает не только фикх-нормативно-правовую часть шариата, но и различные общественные науки.
Следующий этап его жизни начнется в Багдаде, где он и будет трудиться основную часть своей жизни.
Абу Бакр служит дипломатом при дворе халифа. В истории он остался как ученый, поэт и духовное лицо. Благодаря своему уму, Абу Бакр становится известен в Багдаде как "Великий Ташкентец"-«Шоший Аль Кабир».
Он вел всю дипломатическую переписку. Ему не чужд юмор и стихосложение, которые он использует в переписке, в частности византийскому императору Никифору II.
До сих пор остаются современными и пользуются успехом его философские труды "Красота диалектики" и труды по исламскому праву «Махасину Шариат".
К закату жизни Великий Ташкентец, увенчанный лаврами, возвращается на Родину.
Но, участившиеся набеги тюрков-караханидов не дают Абу-Бакру встретить свою старость спокойно.
К тому же тюрки не были мусульманами.
Но и тут преуспел Абу -Бакр в дипломатии и смог убедить правителей Караханидов принять Ислам и начать править и жить мирно.
После этого элита города именует его "Хазрати Имом" (Святой Имам) и считает Святым Покровителем Ташкента.
В 976 году в возрасте 73 лет Абу Бакр умер. Его похоронили в мавзолее, который почитается мусульманами всего мира.
Он был дипломатом, богословом, философом,поэтом, которого почитали уже при жизни, а после смерти назвали «святым покровителем города».
А гробницу "в народе" называют "Хастимом".
Гробница Хазрати Имама несколько раз разрушалась.
В 1541 году архитектор Гулям Хусеин и каллиграф Кудрат выложили гробницу из жженого кирпича, украсили майоликой и ганчевой панджарой, сопроводив свои деяния надписью на фасаде.
В начале 20 века у самого входа в мавзолей была сооружена арка, чтобы всякий входящий склонил голову перед прахом великого Имама.
Вокруг мавзолея захоронены сыновья Абу Бакра, ученики и другие уважаемые люди того времени.
Вместе с Абу Бакром в мавзолее погребен Зайнуттдин Васифий-поэт 16 века, воспевший Ташкент в своих поэмах, а также основатель САДУМа (Среднеазиатское Духовное Управление Мусульман) Эшон Бабахан.
В 1943 году он встречался со Сталиным по вопросу восстановления исламского центра в Ташкенте.
Если было интересно, подписывайтесь на мой канал
#культура #наследие ЮНЕСКО #путешествия #ансамбль хазрати имам #отношения между людьми