Кассета с записью выступления школьного ансамбля на танцевальном вечере в начале 1978 года потихоньку подходит к концу. Сегодня — предпоследняя порция номеров из репертуара того времени, среди которых есть как бессмертные хиты, так и подзабытые песни…
В конце 70-х песня «Отчего», исполнявшаяся Веселыми Ребятами, считалась стопроцентно отечественным продуктом.
Ютуб-канал Сергей
Еще бы, если на пластинке-бестселлере «Любовь огромная страна», вышедшем, как известно, в 1974 году, было черным по белому написано — автор песни Ю.Антонов, текст — Т.Сашко (тогдашняя супруга и фактический продюсер Давида Тухманова). Если с автором слов все более-менее понятно, то с композитором есть проблемы. Не знаем, считает ли Юрий Антонов эту песню своей, но в 70-х и 80-х ее, как «антоновскую», исполняли многие советские ВИА, а сам Юрий продолжает ее петь и в двадцать первом веке:
Ютуб-канал Юрий Антонов
Однако, еще в 1971 году международным хитом стала песня «How Do You Do», написанная для дуэта Mouth and MacNeal голландцами Хансом ван Хэмертом и Харри ван Хоофом:
Ютуб-канал g ski
Сходство, как нам кажется, наличествует. Впрочем, на танцах в 1978 году под «Отчего» плясали за милую душу, не заморачиваясь проблемами авторского права… Как и под следующий номер.
Эта песня, без сомнения, была и остается одним из главных танцевальных боевиков Страны Советов и ее осколков, хотя никогда ни в каких хит-парадах не фигурировала и по возрасту уже вовсе не молода — ей уже почти 85 лет! По преданию (впрочем, вполне достоверному) песню «Одесса — жемчужина у моря» ее автор — двадцатитрехлетний выпускник дирижерского факультета Одесского музыкально-театрального института и начинающий композитор Модест Табачников — сочинил в 1936 году в ресторане гостиницы «Лондонская», куда зашел проведать своих друзей-музыкантов. Ноты будущей нетленки были записаны прямо на салфетке, после чего музыканты ее тут же аранжировали, попутно сочиняя текст, в который в дальнейшем каждый исполнитель без лишних церемоний вносил что-то свое. Еще до войны песня пошла гулять по стране, прежде всего «прописавшись» в культурно-питейных заведениях. В репертуар нашего школьного ВИА песня «Одесса» попала с пленки ансамбля под условным названием «Одесситы», под которым, как теперь считается, скрывался один из ресторанных бэндов то ли Воркуты, то ли Магадана.
Ютуб-канал Игорь Андреев
Еще пара слов об авторе песни: в дальнейшем Табачников стал музруком Одесской киностудии, во время войны командовал ансамблем песни и пляски одной из гвардейских армий и фронтовой театральной бригадой. За свою долгую жизнь сочинил больше 200 песен, несколько оперетт, музыку к десяткам фильмов и спектаклей. Модест Ефимович сотрудничал с самыми яркими звездами советской эстрады 40-60-х годов — Леонидом Утесовым, Клавдией Шульженко, Марком Бернесом, Петром Лещенко. Ему принадлежит множество замечательных военных песен, включая знаменитую «Давай закурим», куча «одесских хитов» («Ты одессит, Мишка», «У Черного моря»), а также моя любимая — «Песня оленевода» (Помните: «самолет — хорошо, пароход — хорошо, а олени лучше»?). Вопрос на засыпку — многие ли из нас знали, кто на самом деле автор «Одессы»?
В комментариях к предыдущим выпускам «хитов школьных вечеров» автора этих заметок часто подозревали в нечестности, утверждая, что без песен «Битлз» никаких танцев тогда быть не могло. Конечно, не могло! Пытались делать «битлов» и мы. Но на первых порах, когда со знанием английского дела были совсем плохи, песни ливерпульской четверки приходилось исполнять с русскими текстами, зачастую совсем «самопальными». Например, «Can’t Buy Me Love» пелась с такими словами: «Туманный Лондон встретил нас, но бИтлов там уж нет. Они сейчас в другой стране пленяют песней свет...». Где-то приходилось слышать и совсем «жесткий» вариант: «Опять в таверне свет погас, опять кого-то бьют...». Неплохое представление о звучании самодеятельных ансамблей той поры дает версия все той же песни в исполнении группы «Ариэль»:
Ютуб-канал Евгений Виноградов
(правда, эта запись на десять лет старше «нашей» кассеты...) В дальнейшем, в старшем классе, этот номер мы пели уже с «настоящим» английским текстом. Еще делали «Ob-La-Di, Ob-La-Da», «Girl», «Mrs.Vandebilt» (больше известную как «Хоп-хей-хоп», это уже из репертуара Wings), сначала на русском, потом и в «оригинале». Вот как эта песня звучала у тех же Веселых Ребят:
Ютуб-канал SiBirize
Ну и, понятное дело, великая «Шизгара», куда ж без нее… Но выкладывать ее сегодня не станем. Оригинал и так все знают, а каверы, при всем их обилии, что-то не катят...
Стандартный трек-лист «живых» танцев конца 70-х предполагал железное правило — «три быстрых, один медляк». Сегодня в качестве такового мы вспомним классику дворового «слезовыжимания», на деле являющуюся вполне серьезным стихотворением очень известного поэта, положенным на музыку одним из самых авторитетных отечественных бардов. (К стыду признаюсь, что тогда, в 70-х, мы — юные рокеры-оболтусы, этого не знали, считая эту песню народной. А подслушали мы ее в исполнении ансамбля из соседнего ПТУ. Особенно впечатляло, что игралась она перебором...) На деле же стихотворение «Лошади в океане» было написано Борисом Слуцким еще в самом начале 50-х, а опубликовано в 1956 году, чуть ли не в журнале «Пионер». По воспоминаниям поэта, в его основе — реальные события, связанные с потоплением немецкой подлодкой американского транспорта, перевозившего лошадей. Песней же «Глория» (она же «Рыжий остров») стала в с легкой руки Виктора Берковского в 1967 году. В исполнении школьного ансамбля она звучала, прямо скажем, довольно убого (хотя на чувствительных девушек действовала безотказно), а вот в руках Владимира Захарова и группы Рок-Острова получила, на наш взгляд, достойное новое прочтение:
Ютуб-канал verbotrue
Из номеров, заимствованных нашим школьным ансамблем из репертуара Машины Времени, сегодня вспомним основательно подзабытую песню «Люди в лодках». В программе «машинистов» она присутствовала с 1977 года (по крайней мере летом того года Макар уже играл ее в студенческом лагере «на югах». Со сделанной там записи мы ее и «снимали»). На танцах ее приходилось исполнять чуть быстрее, чем в оригинале, иначе она «выбивалась из ритма». Занятно, что позже «Машина» аранжировала эту вещь в рэггей, но в 78-м мы про этот стиль почти не знали.
Источник трека Яндекс.Видео
Окончание следует.
Автор заметки - МЮ,
Предыдущие заметки:
Семидесятые: Забытые хиты школьных вечеров
Семидесятые: еще раз о забытых хитах школьных вечеров
Семидесятые: хиты школьных вечеров. Часть 3
Семидесятые: хиты школьных вечеров. Часть 4
Семидесятые: хиты школьных вечеров. Часть 5.
#рок #музыка #70-е годы #школьные ансамбли #юрий антонов #mouth & Macneal #модест табачников #ариэль #рок-острова #группа машина времени