Большинство гидротехнических сооружений возводятся на участках со сложными гидрогеологическими условиями и подвержены разрушающему воздействию воды. Если эти проблемы не решить, ни одно такое сооружение, включая важнейшие морские порты, долго не простоит.
Морской порт «Сабетта» расположен за полярным кругом на полуострове Ямал. Порт обеспечивает навигацию судов-газовозов по Северному морскому пути. Многотонные газовозы для перевалки сжиженного природного газа приходится затягивать в порт посредством буксиров, чтобы предотвратить взмучивание грунта, который может подняться со дна на 10 метров. Вихревое движение воды способствует ослаблению донного грунта и тем самым ускоряет размыв.
В 2018-м году компания Маккаферри, специализирующаяся на инженерной защите териитории, участвовала здесь в проекте укрепления дна технологических причалов. Специалисты поделились с нами интересными фактами и фотографиями.
Реализация проекта осложнялась рядом существенных факторов. Во-первых, на побережье полностью отсутствует транспортная инфраструктура, строительство ведется с нуля. Все работы на «Сабетте» проходят в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях севера. Грунты на дне подходного канала характеризуются как слабые, а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий – всего 70 суток.
Для укрепления подпричального пространства подрядчикам на стадии проектирования предстояло выбрать такую технологию, которая бы удовлетворяла условиям проекта. Наиболее оптимальным оказалось техническое решение с использованием габионно-сетчатых изделий (ГСИ) – Матрацев Рено®. Выбор в их пользу был сделан исходя из технико-экономического сравнения различных типов подводного укрепления в условиях слабых грунтов. Их первое применение датируется еще 1893 г., когда компания Маккаферри предложила инновационное на тот момент решение, чтобы устранить прорыв дамбы, регулирующей водоснабжение многих предприятий в Болонье.
Заполнение Матрацев Рено каменным материалом, финальный монтаж конструкций и последующая транспортировка на Ямал были осуществлены из Архангельска. В качестве каменного заполнителя была выбрана порода с высокой плотностью – диабаз, добытый в Архангельской области.
Общая площадь укрепления дна технологических причалов составила 118 350 м2. Работы по укреплению дна технологических причалов были выполнены за один год.
Подробнее как всегда читайте в журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ