Найти в Дзене
Образование

Основы генетики за 5 минут

"Это все гены" - говорят одни, "это все воспитание" - спорят другие. Третьи ищут на полках супермаркета продукты с надписью без ГМО, но при всем при этом многие даже не представляют, что такое эти самые гены. Человечество прошло долгий и тернистый путь в попытках узнать, почему дети похожи на родителей, а от осинки иногда рождаются апельсинки! (Сейчас дружно вспомним ту самую знакомую семью с родителями академиками и ребенком-алкашом). *** Первый "прорыв" в области генетики совершил в 1865 году Грегор Мендель, который вывел законы наследования. Но фурора он не произвел, ученые того времени достаточно холодно его приняли, а потом и сам Мендель, можно сказать, разочаровался в своих выводах, так как выведенные законы не сработали в его дальнейших опытах, хотя как оказалось позже, он был прав, а те явления, которые выходили за рамки его законов не противоречат ему, а сосуществуют вместе с ним. Грегор Мендель был монахом, но помимо этого он

"Это все гены" - говорят одни, "это все воспитание" - спорят другие. Третьи ищут на полках супермаркета продукты с надписью без ГМО, но при всем при этом многие даже не представляют, что такое эти самые гены.

Человечество прошло долгий и тернистый путь в попытках узнать, почему дети похожи на родителей, а от осинки иногда рождаются апельсинки! (Сейчас дружно вспомним ту самую знакомую семью с родителями академиками и ребенком-алкашом).

***

Первый "прорыв" в области генетики совершил в 1865 году Грегор Мендель, который вывел законы наследования. Но фурора он не произвел, ученые того времени достаточно холодно его приняли, а потом и сам Мендель, можно сказать, разочаровался в своих выводах, так как выведенные законы не сработали в его дальнейших опытах, хотя как оказалось позже, он был прав, а те явления, которые выходили за рамки его законов не противоречат ему, а сосуществуют вместе с ним.

Грегор Мендель был монахом, но помимо этого он так же был дипломированным ботаником, но вот богословы об этом факте часто забывают.

-2

Итак, в саду при монастыре ботаник-монах вывел чистые линии гороха. Чистая линия — это однородная группа организмов, где из поколения в поколение передаются одни и те же черты, ну допустим, как если бы в одной семье на протяжении 50 поколений рождались бы только блондины. После того как Мендель вывел несколько чистых линий по различным признакам (цвет, форма, рельеф горошины и т.д.) он начал их скрещивать между собой и смотреть на то, какое будет потомство. Он заметил, что наследование в первом поколении всегда однородное. Например, при скрещивании желтого гороха с зеленым, все потомки оказывались желтыми. Сегодня, мы называем такие признаки доминантными, т.к. они "доминируют" над другим признаком и не дают ему проявляться. Но во втором поколении (при скрещивании потомков первого поколения между собой) Мендель наблюдал расщепление по признакам 1 к 3, то есть если взять те 100% желтых горошин, что получились у нас ранее и скрестить их между собой, то мы получим в среднем на 1 зеленую горошину, 3 желтых.

Мендель проделал свой эксперимент множество раз и получал все те же распределения 1:1 в первом поколении и 1:3 во втором, он так же заметил, что признаки наследуются независимо, то есть форма горошины не зависит от цвета, размера и наоборот. Однако, он не смог биологически обосновать наблюдаемые явления и закон его остался чисто статистическим наблюдением. Но сегодня мы с легкостью можем объяснить законы Менделя.

Растения, как и люди — это диплоидные организмы, это означает, что у нас есть по две копии каждого гена или каждой хромосомы - одна от мамы, вторая от папы. На самом деле это не совсем копии, а варианты одного и того же гена, их называют аллелями. Например, от папы вы получили аллель, кодирующий голубые глаза, а от мамы аллель, кодирующий карие. Когда организмы размножаются, они должна передать только 1 аллель, но как, если мы диплоидные? Гаплоидные (одна аллель на признак) клетки организмы получают с помощью митоза - особого деления клеток, при котором 2 набора хромосом родительской клетки делятся на двое, и мы получаем 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом.

-3

Теперь, чтобы понять о чем нам говорил Мендель, условимся о том, что доминантные варианты принято обозначать на схемах заглавными буквами, а рецессивные - строчными.

Представим, что у нас есть кареглазая мама, у которой цвет глаз кодируется аллелями АA (А - доминантый и карий, а - рецесивный и голубой), а у голубоглазого папа соответственно может быть только вариант аа. Но как мы помним, диплоидные клетки не пригодны для размножения, а значит с помощью митоза папа и мама получают набор гаплоидных клеток - А, А, а, а.

-4

Как мы видим, все дети, рожденные от данной пары будут 100% кареглазыми, хоть и несут в себе оба варианта аллеля. А если мы вдруг превратим этих воображаемых детей в горох ( т.к. скрещивать братьев и сестер мы не будем, даже воображаемых), и скрестим их между собой, то окажется, что распределение признаков будет уже 1:3

-5

Теперь вы знаете, что такое наследование по Менделю, и если вы вдруг задумались, что в вашей голубоглазой паре откуда-то появился кареглазый ребенок, то я не несу ответственности за разрушенные семьи...

P.S. С кареглазыми лайфхак не сработает.

Если вдруг понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал, дабы не пропустить новые публикации.

Добавьте описание
Добавьте описание

#образование #наука #наука и образование

#Генетика #молекулярная биология #биология

#интересные факты #лайфхаки

#научпоп #интересный научпоп