Найти тему
Журнал МОСТ

Самый крупный музей в Латинской Америке MASP — уступает ли европейским?

Музеи с богатой коллекцией находятся не только в Европе. Музей искусства Сан-Паулу (MASP) — один из самых значимых художественных центров Латинской Америки. В нем экспонируются произведения со всего мира. Работы каких старых мастеров и современных авторов там есть? Почему MASP может посоревноваться в инновационности и экологичности с крупнейшими институциями? Разбираемся в материале.

MASP и его коллекция

В 1947 году бизнесмен Ассис Шатобриан основал первый современный музей в Бразилии — им стал Музей искусств Сан-Паулу.  В качестве директора он пригласил итальянского критика и коллекционера Пьетро Марию Барди. Уже в то время музей спонсировали местные бразильские семьи. Именно они пожертвовали деньги на покупку первых произведений, которыми стали работы европейских художников. И сегодня музей развивается благодаря интересу со стороны гражданского общества.  Коллекция постоянно расширяется за счёт частных дарителей и партнёров, помогающим музею.

Собрание MASP насчитывает около 10 000 произведений, начиная от античных экспонатов и заканчивая произведениями современных художников. Это не только живописные работы и скульптуры, но и фотографии и предметы быта — из Африки, Америки, Европы, Азии. Произведения охраняются Национальным историческим и художественным институтом наследия (IPHAN).

В музее можно увидеть работы разных направлений искусства. Здесь есть произведения классических авторов, известных во всем мире, в том числе портреты испанского художника Франсиско Гойи — например, «Портрет кардинала дона Луиса Мария де Бурбон-и-Вальябрига», написанный на рубеже XVIII и XIX веков.

Те, кто интересуется истоками современного искусства, приезжают в MASP, чтобы посмотреть на работы импрессионистов и постимпрессионистов. В музее находятся произведения одного из представителей французского импрессионизма — Огюста Ренуара, в частности его портреты и пейзажи. Например, произведение «Художник Жюль Ле Кёр на охоте в лесу Фонтенбло», созданное в 1866 году, а также серия портретов детей и женщин уже более позднего периода — восьмидесятых годов XIX века и начала XX века.

Среди этой серии выделяется портрет «Купальщица, вытирающая правую ногу» 1910 года. Искусствоведы могут сравнить его с более ранней работой художника, созданной в 1884–1887 годах, — «Большие купальщицы». Сейчас она находится в Художественном музее Филадельфии. На примере этих двух произведений видна эволюция стиля Ренуара: выполненный в духе идей импрессионизма портрет позднего периода с его мягкими контурами и разлитым светом значительно отличается от детально прописанных купальщиц раннего периода.

В числе работ постимпрессионистов есть полотно Винсента Ван Гога «Прогулка под луной», выполненное в узнаваемой авторской технике — динамичными мазками, лежащими в основе композиции. Художник написал эту работу в 1889 – 1890 годах, и она стала одним из последних произведений автора.

Коллекция музея дополняется живописными работами фовиста Анри Матисса — здесь есть его произведение «Гипсовый торс», выполненное в более приглушенных тонах, чем привычная любителям искусства живопись художника. Своей композиционной продуманностью она напоминает уже более поздние матиссовские коллажи.

Музей как место поддержки

Для институции важны и работы бразильских художников, особенно тех, кто не вошёл в официальную историю искусства ХХ века. Обычно такие авторы не относили себя к академическим кругам, а популярные художественные направления в Европе не влияли на их самобытный стиль. Благодаря работам этих авторов посетители узнают больше об истории искусства Бразилии и уникальных творческих практиках этой страны.

Среди таких художников есть и авторы из Сан-Паулу: это Антониу Жозе да Силва, который создавал сюрреалистичные работы в ХХ веке, и Клаудио Тоцци, изображавший героев своего времени, например, Че Гевару, а также работавший с абстракцией и чистым цветом.

В последние годы MASP всё чаще открывает выставки современных бразильских художников. Сейчас зрители могут прийти на экспозицию с работами Марии Мартинс. Её произведения, вдохновленные мифами коренных народов Амазонки, можно увидеть до февраля 2022 года. Мартинс создает гравюры, рисунки и скульптуры из бронзы, затрагивающие вопросы женственности и эротизма. Её творчество связано с сюрреализмом и бразильским модернизмом.

Эта выставка — часть двухлетней программы, раскрывающей неизвестную историю Бразилии. Все выставки, которые начались в 2021 году, представители музея посвятили бразильским художницам, которым не всегда удается заявить о себе и показать своё творчество. Например, зрители увидели геометрические абстракции с добавлением национальных бразильских мотивов Беатрис Мильхазес и видеоарт Регины Ватер.

-2

Институция поддерживает и тех авторов, которые столкнулись с угнетением. В  2017 году бразильские художники, кураторы и другие люди, профессионально связанные с искусством, опубликовали открытое письмо. В нём они призывали к свободе в искусстве и большей терпимости со стороны людей из религиозной или политической среды, которые подвергали выставки цензуре.

По мнению авторов письма, это ограничивало свободу слова и мнений, не давало искусству развиваться. Это письмо зачитали в MASP на открытии выставки про сексуальность в искусстве. Из-за правых сил выставка была маркирована как «18+». Против этого ограничения восстал китайский художник Ай Вэйвэй, поддержав позицию институции давать свободу творческому выражению.

Технологичность и забота об экологии

Музей планирует построить новое четырнадцатиэтажное здание к 2024 году. Оно будет соединено подземным переходом с нынешним. Зрители смогут посетить не только галереи, но и магазины, кафе, пространства для мероприятий и просветительских курсов. На одном из этажей расположится лаборатория для реставрации. Старые работы будут выставляться по большей мере в историческом здании, временные выставки — в новом, поскольку там будет много технологических новшеств.

Уже сегодня музей делает индивидуальные и групповые выставки, мероприятия для посетителей, выпускает каталоги, проводит курсы и семинары. На сайте музея можно увидеть статьи об искусстве. Новое здание — расширение всех этих инициатив и выход на новый уровень, где благодаря современной инфраструктуре будут более масштабные параллельные программы, выставочные проекты, возможность вести исследовательскую и просветительскую деятельности.

Открытие здания позволит увеличить посещаемость и доход. Цель этого проекта — сделать музей Сан-Паулу одним из главных мировых музеев, наряду с другими гигантами, например с Центром Помпиду в Париже, MoMA в Нью-Йорке, Музеем Гуггенхайма в Бильбао. Новый музейный корпус выстроит культурную ось в Бразилии и станет центром притяжения любителей современных подходов к искусству. Стоимость проекта — 180 000 000 реалов, или около 35 000 000 долларов. Он полностью финансируется частными лицами, что продолжает традицию филантропии среди бразильских семей.

В новом корпусе появятся 5 галерей для экспонирования произведений, поэтому выставочное пространство увеличится на 66%. Сейчас в музее выставлен всего 1% от всей коллекции. В нём продолжат организовывать выставки современных художников — для этого послужат и подземные помещения. Также появится больше складов, что облегчит организацию пространства, позволит упростить хранение экспонатов и их распределение.

Один из элементов дизайна будущего здания — это прозрачные полы, приближенные к земле, что ассоциируется с воздушностью, лёгкостью и тем, что поднимает над обыденностью, как это делает искусство. Стены на этажах выше будут покрыты металлическими листами, отражающими свет так, чтобы он не искажал произведения.

Благодаря особым материалам, используемым в строительстве, углеродный след, оставляемый зданием, уменьшится. В нём будет светодиодное освещение, а затраты на энергопотребление снизятся. Благодаря двойному фасаду тепловая нагрузка внутри снизится.

Строящееся здание назовут в честь первого руководителя музея — Пьетро Марии Барди. Сама институция носит название его основателя — Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана. Нынешнее здание музея было спроектировано архитектором Линой Бо Барди в 1968 году, в честь которой оно и названо. Ещё в шестидесятые годы Барди предложила новую модель экспонирования, и произведения стали висеть на стеклянных конструкциях, похожих на мольберты.

-3

Это изменило привычные взаимоотношения между зрителями и работами — они буквально стали «прозрачнее». Произведения, выставленные таким образом, становятся частью среды, сливаясь с воздушным пространством. В 1996 году новый директор музея перестал использовать этот метод. Однако с 2014 года, как только художественным директором стал Адриано Педроза, такой способ экспонирования вернулся. Новый музейный корпус продолжит изначальное стремление институции показывать зрителям новейшие методы развески работ.