Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Свежевыжатые. Три мрачных хоррора о жутких домах

Оглавление

Всем привет! В сегодняшнюю подборку свежих фильмов ужасов включаем три фильма о местах, в которых лучше было не оказываться. Герои оказываются запертыми в таких местах, и, как это обычно бывает, в первую очередь, они заперты внутри того мира, который сами для себя создали. Безусловно, у каждого персонажа, как и у каждого человека, есть свои скелеты в шкафу. И чьи-то тайны оказываются способными противостоять ситуации, когда в жутком доме местные скелеты начинают сыпаться из каждой двери, чьи-то же скелеты, напротив, лишь крепко подпирают дверь, вот изнутри или снаружи - самый большой вопрос.

Мы должны что-нибудь предпринять

shot from "We need to do something"/2020/Sean King O'Grady/looper.com
shot from "We need to do something"/2020/Sean King O'Grady/looper.com

Первый фильм как раз предложит разобраться, с какой стороны держат дверь, которая не даёт покинуть злосчастное место. За длинным названием - данью модной стилизации названий инди-хорроров под тайтлы альбомов пост-рок коллективов, скрывается компактный разговорный триллер, который не только выжимает максимум из малолитражного пространства для отыгрывания семейной драмы, но и использует окружающее пространство для нагнетания ужаса, оставляя визуализацию за кадром.

Итак, завязка банальнейшая - классическое семейство оказывается запертым в классическом частном доме из-за урагана. При этом в завязке, наряду с предвкушением бури, предсказываемой некоторыми персонажами, осязаемо зреет и буря в отношениях между членами классической семьи.

shot from "We need to do something"/2020/Sean King O'Grady/kinonews.ru
shot from "We need to do something"/2020/Sean King O'Grady/kinonews.ru

Семейство запирается в ванной - самом безопасном местом в доме - но дверь наружу что-то блокирует, предположительно, дерево - и незыблемость конструкции ванной с небъющимися стеклами играет злую шутку с персонажами.

Конечно, злая шутка зреет и внутри - пока отец семейства пытается выбить плечом дверь, а дочь пытается найти телефон, напряжение между героями растет. Скоро в ход идут взаимные обвинения, попытки найти крайнего, и всё это неизбежно вскрывает назревшие проблемы и возводит их в абсолют. Детям приходится слушать вещи, которые их не должны касаться, а взрослые понимают, что их отношения давно стали взаимоотравлением.

shot from "We need to do something"/2020/Sean King O'Grady/shazoo.ru
shot from "We need to do something"/2020/Sean King O'Grady/shazoo.ru

Таким образом, два эти уровня конфликта усугубляют друг друга - ощущая беспомощность перед ситуацией, глава семейства вымещает свой гнев. К тому же, вскоре флэшбеки дочери семейства, которую играет Сьерра Маккормик, наводят на смутные, очень смутные подозрения о причинах происходящего - заигрывания с темной магией.

Впрочем, не ждите осязаемых объяснений всего происходящего на экране. Зато ждите жутких и жестковатые сцен - скоро в комнате появляются змеи, случается трагедия, и психоз доходит до высшей точки, творящееся в ванной комнате переходит все границы. А что же по ту сторону двери? Оттуда тоже не приедет никакого ответа, зато в какой-то момент глава семейства увидит в щель приоткрытой двери то, что станет последней каплей - нечто неописуемое и необъяснимое. Авторы используют минимальный бюджет с умом - никто не покажет нам, что именно происходит снаружи, но нам дадут понять, что это лежит за гранью восприятия.

Итак, что по итогу - герметичный фильм ужасов (именно ужасов) с несколькими неудобоваримыми сценами и классической семейной драмой, предлагающий поверить в неописуемый ужас со слов очевидцев, запертых в ванной комнате. Похожий трюк с точечно локализованным "началом конца мира" можно было наблюдать в недавнем "Пляжном домике". Техническая реализация справляется с поставленной задачей, как и актеры - кроме Сьерры Маккормик тут есть Пэт Хили из "Дешёвого трепета" и Винесса Шоу.

Суперхозяйка

shot from "Superhost"/2021/Brandon Christensen/blu-ray.com
shot from "Superhost"/2021/Brandon Christensen/blu-ray.com

В недавнем рассказе об инди-хорроре "Зи" я уже рассказал о том, что фильмы Брэндона Кристенсена несколько потеряли в самобытности после разрыва коллаборации с режиссером и сценаристом Колином Миниханом. В сравнении с "Что тебе нужно для жизни" и "От этого песок становится красным" тот же "Z" выглядит одномерным фильмом. Зато вот в продуктивности Кристенсену не откажешь - не прошло и пары лет, как на экраны вышел новый инди-хоррор "Суперхозяйка".

Малютка обратный дисклеймер

Пусть вас не смущает название - тематика фильма никак не связана с темой из "50 оттенков серого", если вдруг вы что подумали.

Итак, в этот раз Кристенсен присмотрелся к теме блогеров и их вероятных злоключений - на эту тему можно фантазировать много и разнообразно. Режиссер не стал избирать кратчайший путь и снимать фильм о блогерах, посещающих окутанные тайной дома с привидениями (смотри "Психиатрическая больница Конджиам") или занимающихся онлайн-экзорцизмом (где-то поблизости есть обзор на "Час дьявола"). Кристенсен, напротив, решил выбрать для своих героев безобидное, на первый взгляд, занятие - обзоры съёмного жилья.

shot from "Superhost"/2021/Brandon Christensen/dmtalkies.com
shot from "Superhost"/2021/Brandon Christensen/dmtalkies.com

Итак, мы знакомимся с Клэр и Тедди, которые совместно ведут блог с репортажами из разных домов и квартир, сдающихся в аренду. Ребята путешествуют по стране, проводят время в чужих домах, снимают видео и ставят оценки, тем самым помогая публике сориентироваться, а заодно берут интервью у хозяев. И шоу так и называется - "Суперхозяйка".

Но, конечно, не всё так весело и просто, как это выглядит при просмотре блога - за обманчивой картинкой жизни в свое удовольствие, как это часто и бывает, стоит тяжёлый труд, измотанность из-за отсутствия своего жилья и постоянные нервы из-за потери подписчиков. Ребята отправляются в очередной дом, который имеет отличные отзывы, в надежде снять нечто особенное. А попутно Тедди вводит нас в курс дела - он планирует сделать предложение Клэр, но не для хайпа, а потому что устал от неопределенности.

shot from "Superhost"/2021/Brandon Christensen/celebritygig.com
shot from "Superhost"/2021/Brandon Christensen/celebritygig.com

С домом всё оказывается в порядке - это практически идеальное просторное убежище на лоне природы, не считая поломок в санузле - а вот хозяйка дома Ребекка кажется слегка странной. Она боится камеры, отказывается от интервью и ведёт себя излишне аффектировано, выражая избыточные эмоции. Замеченная Тедом странная фигура посреди ночи затмевается куда более страшным для блогеров событием - их канал блокируют. Вдобавок, на горизонте объявляется хозяйка предыдущего жилища, которому досталась низкая оценка, с желанием отомстить, а Ребекка продолжает навязчиво появляться в самые неподходящие моменты. В один из таких моментов Ребекка решается на интервью, по которому пара понимает, что с ней что-то совсем не так.

shot from "Superhost"/2021/Brandon Christensen/thescariestthings.com
shot from "Superhost"/2021/Brandon Christensen/thescariestthings.com

Итак, мнения по поводу фильма в сети разделились на полярные - кто-то откровенно ругает фильм, называя его плоским, кто-то считает Ребекку новым суперзлодеем (думаю, эти ребята будут рады узнать, что джинсовка Ребекки выставлена на аукцион). По факту, "Суперхозяйка" действительно не предлагает ничего нового. Здесь не будет супер-твиста, уровень напряженности, скажем так, не зашкаливает, а выбранная тема блогинга просто улетает мимо. Кристенсен мог пойти по следам тех же Брайса и Дюпласса с их "Ублюдком" или повторить эффектные фишки съёмки с двух камер, которые Шьямалан провернул в своем "Визите". Но нет - никакого мокьюментари тут нет, так что сцены общения героев на камеру перемежаются с общими планами. Технически всё ладно и складно, картинка хорошая игра актеров на уровне, но касаемо суперзлодея - ну да, Грэйс Фиппс создала достаточно запоминающийся образ, но он не запитан крепким сюжетом, верным бэкграундом и остросюжетными сценами на грани. Со своей задачей развлекательного кино на вечер фильм справляется, но не более.

Никто не выйдет отсюда живым

shot from "No One Gets Out Alive"/2021/Santiago Menghini/netflixlife.com
shot from "No One Gets Out Alive"/2021/Santiago Menghini/netflixlife.com

Третий фильм в сегодняшней подборке - новый ужастик, вышедший недавно на платформе Netflix, снятый по книге небезызвестного мастера хоррор-литературы Адама Невилла, чьему перу также принадлежит "Ритуал", по мотивам которого тот же Netflix в 2017 представил недурной одноименный фолк-хоррор.

Скажу сразу, для тех, кто знаком с первоисточником - фильм не идёт след в след букве книги и является достаточно вольной адаптацией со своими подспудными темами.

И, конечно, первой и основной темой, включенной в сюжет является остросоциальная тема проблем беженцев. Главная героиня Эмбер родом из Мексики пытается найти если не место под солнцем, то хотя бы крышу над головой. Она работает на швейной фабрике, надеется получить хорошую должность под патронажем дяди, и для этого собирает деньги на поддельные документы.

shot from "No One Gets Out Alive"/2021/Santiago Menghini/bloody-disgusting.com
shot from "No One Gets Out Alive"/2021/Santiago Menghini/bloody-disgusting.com

В целях экономии, Эмбер находит максимально дешёвое и доступное жильё - некто Рэд предлагает аренду комнат в старом доме без евроремонта и благ цифрового мира. Заплатив залог, Эмбер оказывается в ситуации героя Полански из фильма "Жилец" - сталкиваясь с пониманием, что в доме творится нечто странное, девушка становится фактически заложницей ситуации, ведь ей некуда идти. Дело усложняют не самый теплый прием дядюшки, увольнение с работы и обман коллеги с работы. А дом продолжает казаться всё более не гостеприимным местом - Эмбер слышит плач жилички Симоны, которая, по словам Рэда, уже съехала, встречает у двери в подвал странного типа, который оказывается братом Рэда, а вскоре вообще начинает видеть призраков. Получив отказ вернуть залог, Эмбер скитается по холодному городу, но, в итоге, волею судеб, оказывается в мрачном доме снова. Вот тут то мрачные секреты и начинают раскрываться.

shot from "No One Gets Out Alive"/2021/Santiago Menghini/film.ru
shot from "No One Gets Out Alive"/2021/Santiago Menghini/film.ru

Параллельно, героиню преследуют болезненные воспоминания о матери, уход за которой выдернул Эмбер из жизни на несколько лет. Эти сцены постоянно фигурируют во снах девушки, и в этих же ночных видениях её преследует некий загадочный куб, похожий на ящик или большую шкатулку. Об этом же артефакте говорят новые соседки по дому, и этот предмет откроет свое значение ближе к финалу.

Финал получился довольно жутким и визуально запоминающимся. Это тот случай, когда достаточно слабое объяснение про "местечковый культ", к которому попытались пришить тему семейной травмы злодеев, с лихвой компенсируется финальным монстром. И именно в этом случае скелет в шкафу главной героини становится козырем в рукаве - очень печальным и мрачным козырем, вытягивание которого болезненно травмирует и отсекает возможность хэппи-энда при любом раскладе.

-12

В плане эстетики и монстра фильм следует по стопам Баркеровского "Восставшего из ада" - по сути, авторы просто взяли хрестоматийный кубик из мрачного хоррора 87 года и увеличили его в размере - однако, здесь нет вменяемой городской легенды, объясняющей происхождение артефакта и его назначение. В этом плане фильм чем-то принимает пас от прошлогоднего хоррора "Амулет" - одного из самых ярких жанровых событий 2020го. "Никто не выйдет отсюда живым" является подтверждением того, что Ромола Гарай открыла дверь для переосмысления жанра, однако, до "Амулета" сегодняшний фильм не дотягивает, ведь в последнем, несмотря на абсолютно невнятное и скучное начало, все нити сходятся в крепкий узел, и мы получаем некое смутное интуитивное понимание или, сказать лучше, мы чувствуем нечто кожей.

К фильму нет претензий в плане игры актеров и технической реализации или атмосферы, безысходная ситуация Эмбер передана визуально на пятерку - физически ощущается холод неприветливых улиц, равно как и холод чужой комнаты в старом доме. Назвать фильм скучным никак нельзя, однако, переворота в жанре он не совершает. При этом, слабое объяснение происходящего в доме с наскоро прикрученным интро, имитирующим документальные кадры, с лихвой компенсируется мощным, визуально уникальным финалом и недурной темой морального выбора, который остаётся с тобой, будучи сделанным однажды.