Звонкое бибиканье под окнами заставило невольно дернуться и молниеносно проснуться. Быть на готове – залог долгой жизни. Так учил отец, а его учил его отец и так далее до самого первого Василия в нашей семье.
Совершенно не хотелось никуда идти. Но, шум у дверей, тоненькие голоса и топот ножек заставляли действовать. Нужно срочно найти укрытие.
Хромой – балбес, поковылял встречать гостей. А Митька залез на подоконник и спрятался за занавеску. Молодой ещё, глупый. Занавеска тут не спасет...
Заливисто визжащая толпа ворвалась в комнату с криками: "Киса-а-а!"
Первым попал под детский пресс, естественно, Митька. Светка и Дашка тянули его за лапы, Коля и Сережа пытались посчитать количество усов. Митя орал и сопротивлялся, но опыта в таких сражениях было мало.
– Миау! – Спрыгнув со шкафа прямиком на спину Сергея, я отвлек внимание и вскарабкался на стол, опрокинув тарелку с пирожками.
Сережа вскрикнул, отпустил Митьку и побежал на меня, зло размахивая руками. Схватил пирожок, всунул его в рот и попытался цапнуть меня за хвост. Но не тут-то было! В два прыжка я снова оказался на шкафу и, довольно хмыкая сквозь усы, наблюдал за счастливым бегством Митьки из комнаты.
Но тут зашли Хромой вместе с дедом.
"Что сейчас буде-е-т," – промелькнула мысль в голове, заставляя прижаться сильнее к шкафу и опустить уши.
Дедушка оглядел комнату, заметил раскиданные по столу пирожки и грозным взглядом посмотрел на детвору.
– Так-с! Баба Нина полдня старалась, выпекала ваши любимые пироги с яблоками, ждала внучат, а вы что? – он погрозил пальцем и сел на лавку у стола.
– А что мы? Это все Васька! Это он опрокинул, а мы его даже не трогали. А он на спину мне прыгнул и на стол. А пирожки упали... – Сережа, как старший, решил взять огонь на себя. Сбивчиво тараторил и оправдывался, теребя в руке надкушенный пирожок.
– Ну ладно. Давайте-ка быстро соберите все, пока бабуля не увидела. Расстроится же. – Дед погладил бороду и подмигнул девчонкам, спрятавшимся за занавеской.
Даша и Света сразу же выбежали из своего укрытия и уселись рядышком. Мальчишки тоже заняли свои места около деда. В комнату зашла бабушка и принесла только что вскипевший чайник. Наступило особое время – время дедушкиных сказок.
Я очень люблю лежать у него на коленях, слушать его рассказы и чувствовать его тяжёлую руку, когда он время от времени меня гладит.
Так как приехали внуки, придется слушать сказки, сидя на шкафу. В принципе, здесь не так уж и плохо. Когда-то давно я затащил сюда подушечку. Ох и тяжело было прыгать с ней в зубах. Зато теперь можно прятаться с комфортом.
Митька осторожно зашел в комнату и быстро прошмыгнул мимо гостей под стол. Хромой улегся в ногах у деда. Дети почему-то его не трогали. Видимо, со старым псом играть не интересно.
Тишину нарушали только часы, громко отсчитывая каждую секунду.
И тут дедушка, откусив сразу половинку пирожка, встал и направился в мою сторону.
– Идем-ка, Василий, ко мне. Без тебя и сказки не сказки, – я радостно мыркнул и прыгнул в его большие ладони.
Дети шуршали фантиками от конфет, тихо шушукались и ерзали на своих местах.
– О чем вам сегодня рассказать? – спросил дед и почесал меня за ушком, – может, о преданном псе и глупом Василии?
Я невольно вздрогнул. Уши прижались к голове, шерсть вдоль позвоночника начала вставать дыбом. Нахлынули неприятные воспоминания. Покосившись на дремавшего пса, я хотел уж было вернуться в своё укрытие, но дед положил тяжёлую ладонь мне на голову. Ну ладно, послушаю эту злосчастоую историю еще раз.
– Жил, значит, в деревне пес по кличке Дружок. Все любили его, подкармливали и каждый считал его своим другом. Кроме Василия. Ох и вздорный был кот – постоянно норовил напакостить Дружку.
То ведро с молоком опрокинет, когда пес мимо идет. То курицу со стола стащит и в конуру отнесет. Дружку каждый раз попадало. Но он терпел и Ваську не трогал.
И как-то раз случилась беда. Пропал Васька. Дружок поначалу даже обрадовался, а потом встревожился. Обежал всю деревню, заглянул в каждый укромный уголок – нет кота.
Решил пес наведаться в ближайший лес. Хотя знал, что ходить туда опасно – или волк утащит или лиса следы хвостом заметет, и останешься ты в дремучем лесу навсегда.
Дети перестали шуршать и внимательно слушали рассказчика, пугливо озираясь на темные углы комнаты и вздрагивая от шуршания мышки в стене. На шуршание и я отвлекся, но слишком пригрелся на коленях, чтобы выполнять служебные обязанности. Да и хотелось дослушать, хоть и было немного обидно.
– Пробирался Дружок через цепкие кусты, ловил носом воздух, вслушивался в звуки. Нет нигде Василия. Ну неужели пропал? Неужели совсем сгинул со света белого? – дедушка отхлебнул горячего чаю из блюдца и продолжил рассказ.
Пес совсем потерял счёт времени. Секунды превратились в минуты, а минуты в часы. И тут он услышал слабое мя-а-а. Ринувшись на звук, он чудом не загремел в овраг, но вовремя уперся лапами в трухлявый пенек.
– Дружок, что ты здесь делаешь? – пес услышал тихий голос и содрогнулся, увидев исхудавшего потрепанного Ваську. Он лежал рядом с капканом, крепко сжимавшим его хвост.
– Тебя ищу, дурная твоя голова. Ты зачем в лес подался? Что ты здесь забыл? – пес ходил вокруг капкана, не зная как подступиться.
– Да скучно стало, хотел узнать, что в лесу есть интересного. Но, как видишь, нашел только неприятности.
Капкан был очень старый и Дружку казалось, что он сможет освободить кота, разжав смертельную хватку.
– Я сейчас лапами упрусь и попробую раздвинуть капкан. А ты будь готов в этот момент и вытаскивай хвост. – Дружок уперся лапами, схватил одну сторону зубами и оттянул её, закричав сквозь зубы. – Тщииии!
Васька вытянул хвост, а капкан защелкнулся обратно.
В этот момент бабуля стукнула рукой по столу. Муху не убила, но вздрогнуть всех в комнате заставила.
– А что дальше было, деда? Они выбрались из леса? – Сережа решил натянуть маску храбрости и сделал вид, что не напугался.
– Что было дальше? А дальше был второй капкан, который захлопнулся на лапе Дружка, – грустно ответил дедушка, опустил руку и потеребил Хромого за ухом.
Дети посмотрели на пса, потом на дедушку и меня, и сразу все поняли. Подбежали к Хромому и дружно его обняли.
– А как же они выбрались, дед? – подала голос Светка.
– Тут уже геройствовать начал Васька. Он и зубами пытался грызть капкан и царапал лапами. Ни в какую. И тогда решил бежать за помощью. Добрался до деревни, ухватился зубами за сапог и потащил его в лес. Я, прыгая в одном сапоге, понял, что зовет он меня куда-то. В скорости мы Дружка обнаружили и освободили. Правда, лапа повредилась. С тех пор его так и звали – Хромой.
Хромой поднял ухо, услышав своё имя, встал и положил голову рядом со мной на коленку деда.
– А Васька с тех пор перестал пакостить. А даже, наоборот, всячески Дружку помогал. – Дети подняли меня с колен деда и по очереди погладили. Было приятно, но все равно обидно за "глупого".
– Какую мы мораль из этой истории вынесем, а? Внучата? – Все переглянулись, даже мы с Хромым. – Не знаете? Ну что ж вы так? А мораль вот в чем – Никогда не знаешь, где тебя ждет беда. И окажется ли рядом друг. Будь тем, ради которого пойдут на любой риск. Будь в первую очередь сам другом.
Дети радостно захлопали в ладоши и повисли на дедушке. Надеюсь, что и в их жизнях обязательно найдется свой Дружок. Я потерся головой о морду Хромого в знак нашей старой дружбы и залез обратно на шкаф.