Найти тему
Марьям Аллалио

Амулеты и суеверия туарегов

Продолжаем разговор о таинственном народе пустыни.

Номинально религией "туарегов" является Ислам. Но их вера в джиннов и других духов мусульманского мира настолько сильна, что почти затмевает идею верховного Аллаха.

Они живут в одном из самых негостеприимных районах планеты, в центральной части пустыни Сахара. Сахара, особенно ночью, - это жуткая земля. Её дикие и безлюдные пустоши, похоже, были выбраны природой в качестве игровой площадки, где можно демонстрировать свои самые жуткие и фантастические трюки. Уединенная жизнь, которую ведут кочевые жители, охотясь или ухаживая за своими стадами, вынуждает их проводить день за днем в одиночестве в дикой местности, заставляет их видеть в скрытых силах природы действие сверхъестественных существ, созданных их собственным ярким воображением. Таким образом, любое природное явление, которое не может быть объяснено их простой наукой, они приписывают какому-нибудь джинну или демону.

Все их существование, трудное и опасное, подчинено главенствующей заботе о защите от враждебных сверхъестественных сил, населяющих окружающую среду – ” джиннов ” (злых или добрых духов) – и получить защиту. У арабов существует множество легенд и сказок о джиннах.

Иногда тихой ночью во многих частях Сахары можно услышать гул вихря, который поднимает столбы песка в воздух и несёт их по пустыне, возможно вы видели это явление, которое часто показывают в сказках. Это явление называется "песчаные дьяволы"и оно предвестник появления джиннов, как говорят арабы, - это "джитмы", играют и разговаривают между собой проходя мимо.

Среди уроженцев Алжира с давних времен существует уважением к невидимым джиннам пустыни и силам природы. Старики рассказывают историю об арабе, который, путешествуя по пустыне вел беседу со своим спутником и пренебрежительно отозвался о "песчаном дьяволе", который случайно проходил поблизости.

"Дьявол" немедленно развернулся, бросился к нему кружась и ревя, поймал его, сбил с ног и, сорвав бурнус со спины (плащ), закружив его в небе, бросил на землю, а затем, с торжествующим воплем "Дьявол" пронесся дальше, оставив араба печально подниматься на ноги растирать ушибленные места.

Другая история, которая арабами рассказывается с древних времен тоже о джинне. О коварстве которых, предупреждают старцы. Они говорят, что с этими существами надо быть осторожнее.

В мировоззрении туарегов душа (иман) более персонализирована, чем духи. Считается, что он находится внутри живого человека, за исключением времени сна, когда он может вставать и путешествовать. Души умерших могут свободно бродить, но обычно делают это в непосредственной близости от могил.

Мертвая душа иногда приносит новости. Они считают, что будущее можно предсказать, если спать на могилах. Туареги приносят дары из фиников на могилы важных марабутов и святых, чтобы получить благословение аль-барака. Хотя их представления о загробной жизни (например, о рае) соответствуют представлениям официального ислама.

Захоронение простых арабов, в том числе и туарегов не отличается большими памятниками и мавзолеями. Часто среди пустыни можно встретить могилы отмеченные лишь одним могильным камнем у изголовья. В верхней части колонны, обозначавшей могилу вождя, делается небольшая ниша, в которой помещают блюдце для курения ладана. Подобные блюдца или фонарики ставят на каждой могиле. Родственники умерших время от времени посещают эти могилы приезжая из других частей пустыни, чтобы зажечь благовония или ароматическое масло в одной из ламп по случаю праздника в конце Рамадана - Айд, или, как его еще называют, "пиршество или разговение".

Когда арб оказывается возле такой могилы он обращается к умершим жителям веселым «Es-salamou a'lihoum» - «Мир вам», чтобы пожелать им удачи в их новом жилище.

Туареги, мародерствующие сыновья Сахары верхом на мехари, своих верных белых тонконогих верблюдах, которые в пустыне ценятся больше чем лошади, рысью покидали великую пустыню на несколько сотен миль в поисках того, что они могли бы отнять у своих арабских соседей. Они нападали на лагерь незадолго до рассвета. Арабы, зная, что они не могут ожидать пощады, отчаянно сражались и сопротивлялись до последнего человека. Часто яростная битва продолжалась весь день, и туареги, наряду с арабами несли большие потери. Затем появлялись могилы в пустыне.

У туарегов есть суеверие, что вся земля в Сахаре, под поверхностью земли, управляется сверхъестественным классом существ, известным как Ахл-эт-Траб. Удовольствие этим существам доставляет подшучивание над путешественниками по пустыне. Говорят, что они цепляются за ноги верблюда, когда они погружаются в мягкий песок, и тянут их с каждым шагом, чтобы сделать путешествие тяжелее. Они откусывают корни пустынных растений, чтобы убить их и уменьшить количество выпаса, и когда они видят жаждущего путника, приближающегося к колодцу, они выпивают всю воду, которая в нем содержится, чтобы по прибытии он мог найти его пустым, иногда показывают мира далёкого и красивого оазиса.

Но джинны не всегда ограничивают свои действия невинными розыгрышами из-под земли, поскольку иногда они появляются на поверхности и для достижения своей цели принимают некую физическую форму. Это всё повествование перед историей, которую я вам хочу рассказать.

История гласит, что два брата - араба, которые были очень привязаны друг к другу, путешествовали вместе по пустыне. В конце дневного пути они закололи овцу для ужина. Затем они стали искать способы приготовить мясо.

Место, где они остановились на ночь, было небольшим районом песчаных дюн, лишённых какой-либо растительности. Единственным видимым объектом, нарушающим унылое однообразие пейзажа, было несколько могил туарегов.

В соответствии с древним обычаем в изголовьях могил были установлены деревянные плиты с именем умершего, с вырезанными буквами на языке туарегов. Эти плиты известны как Shouahed или «свидетели».

Взгляд старшего брата упал на две такие плиты, и, он подумал, что они могут послужить хорошим топливом для огня. Он приказал своему брату принести их.

Молодой человек повиновался и, схватив одну из плит, сильно встряхнул её, чтобы вытащить её из земли. Однако вскоре он отказался от своих усилий, потому что при каждой встряске, из могилы исходил самый жалобный и душераздирающий вздох, который только можно вообразить.

Полностью напуганный этим необъяснимым звуком, он вернулся к своему брату и, рассказал ему о случившемся, заявил, что слишком напуган, чтобы предпринять еще одну попытку. Его брат посмеялся над ним из-за его страхов, сказал ему остаться и собрать овец, а сам пошел за дровами.

Как и в случае с его братом, тот же душераздирающий вздох исходил из могилы, когда он пытался вытащить из земли плиту. Но испугать его было нелегко. "Вздохни", - бодро сказал он себе в ответ на мрачные звуки, доносившиеся из могилы. "Эта плита вам ни к чему. Я хочу, приготовить еду, и я хочу её съесть"- произнёс он джиннам.

Сильным рывком он вырвал плиту и, перекинув через плечо, с победой вернулся к брату. Обнаружив, что тот крепко спит, он оставил его, а сам начал разжигать огонь и готовить ужин.

Мясо было готово, и он уже собирался разбудить своего брата, чтобы вместе поесть, когда внезапно из могилы поднялась фигура мертвого туарега и, подошла сев рядом с ним. Огонь был между ними. На том основании, что он предоставил средство для приготовления мяса, туарег потребовал свою долю. Поскольку это казалось разумным, старший брат признал силу этого аргумента начал делить тушу на три части вместо двух, как он планировал изначально.

"Зачем ты делишь эту овцу на три части?"- спросил гость.

"Потому что нас трое - ты, я и мой брат"-ответил старший брат.

"Нет, нас всего двое. Твой брат мертв"-сказал гость.

"Нет, он просто спит"-настаивал старший брат

"Я говорю тебе, что он мертв"-утверждал гость.

"Ерунда! Я говорю тебе, что он спит"-разозлился старший брат.

Спор, начатый таким образом, продолжался до тех пор, пока обе стороны, разгоряченные спором, не перешли от спора к оскорблениям и не начали упрекать друг друга в самых грубых выражениях. В конце концов араб, разгневанный оскорблениями, нанесенными ему мертвым туарегом, полностью потерял самообладание. "Если мой брат мертв", - яростно закричал он, - "ты в любом случае составишь ему компанию", - и, схватив ружьё, он выстрелил в упор в своего противника. Тот вскочил на ноги и, преследуемый живым противником, убежал к своей могиле, где и исчез.

Араб, весьма довольный тем, что сразился и победил настоящего призрака, в отличном расположении духа отправился к огню, чтобы продолжить трапезу. Он наклонился, встряхнул своего брата, чтобы разбудить его, но обнаружил, что пуля, прошла через призрачную фигуру призрака и, ударив его брата в голову, мгновенно убила его. Обычно слушая эту историю арабы тихо вздыхают. Коварство джиннов не знает границ.

Но главными инструментами защиты являются амулеты и талисманы. Поэтому у арабов, а особенно у туарегов существует древняя традиция ношения амулетов для защиты от джиннов. У каждого туарега, мужчины или женщины, старого или маленького ребенка, есть амулет или талисман из кожи или серебра, часто амулеты содержащие магические формулы, порошки животных или растений или стихи из Корана.

Я уже рассказывала про амулет "Хамса"

Оберег "Эль- Хамса" или рука "Фатмы".  Картинка свободный доступ интернета.
Оберег "Эль- Хамса" или рука "Фатмы". Картинка свободный доступ интернета.

"Хамса"- это защитный талисман, своего рода "защитная рука" или "рука Бога". Этот оберег есть и у христиан и у мусульман (хотя в исламе это не приветствуется, это даже противоречит религии) и предполагают, что он существовал еще до возникновения обоих религий, о чем говорят археологические находки. Этот символ существовал в пунической религии, где он ассоциировался с богиней Танит. Хотя многие мусульмане считают, что это символ суеверия и только Бог их сможет защитить, туареги используют этот амулет как оберег в своей повседневной жизни.

Оберег "Эль- Хамса" или рука "Фатмы". Картинка свободный доступ интернета.
Оберег "Эль- Хамса" или рука "Фатмы". Картинка свободный доступ интернета.

Мужское лицевое покрытие тоже происходит от убеждения, что такое действие отгоняет злых духов.

Туарег. Картинка свободный доступ интернета.
Туарег. Картинка свободный доступ интернета.

Типичный тюрбан туарега – литам, который полностью закрывает лицо туарега, за исключением глаз, выполняет основную функцию защиты “врат души” (рта и ноздрей) от джиннов, которые могут проникнуть в мужчину.

Традиционные амулеты туарегов. Фото свободный доступ интернета.
Традиционные амулеты туарегов. Фото свободный доступ интернета.

Значительную часть доходов марабу (туареги распространяющие ислам, или учителя) получают от продажи амулетов и талисманов, которые состоят из листа бумаги, покрытого текстами из Корана с полем каббалистических знаков, зашитых в плоский кожаный пакет, который подвешен на плетеной кожаной веревке вокруг шеи. Туареги очень суеверны, иногда носят семь или восемь таких амулетов.

Думала сделать короткую статью, но информации так много, что следом будет вторая часть.