Хотя со времен Аристотеля минуло много веков, человечество не слишком продвинулось в решении одного из важных вопросов, которым он задавался: что значит быть счастливым и как этого достичь? Наоборот, у современных людей отношения со счастьем куда сложнее, чем у наших предков. Возможно, пришло время вернуться в античность и кое-чему поучиться, считает ирландский писатель и всемирно известный бизнес-коуч Брайан Коллинз — автор популярных книг по саморазвитию и курсов личностного роста.
Коллинз предлагает обратиться к эвдемонизму — философской концепции, создателем и приверженцем которой как раз и считают Аристотеля. Этот великий мыслитель был уверен, что человек, как это ни банально звучит, «создан для счастья, как птица для полета». Счастье — двигатель человеческой души, а стремление к счастью — единственное топливо, на котором этот двигатель работает без перебоев, объясняет бизнес-коуч.
Он уверен, что проблема запутавшихся в себе и жизни современных людей, мешающая им самореализоваться и быть довольными собой, – преобладание практического мышления над философским.
Последнее, по мнению Коллинза, незаслуженно забыто — или, в лучшем случае, выродилось в глянцево-журнальные наборы «правил жизни», которые могут быть не так уж глупы сами по себе, но абсолютно бесполезны и даже вредны, если бездумно затвердить их и использовать вместо пословиц и поговорок.
Иными словами, Коллинз упрекает современное человечество в нежелании размышлять — не ради самого процесса, а с чисто практической эгоистической целью. Он убежден, что античный эвдемонизм, если осмыслить его постулаты для нынешних реалий и конкретных условий, отлично подойдет на роль учебного пособия "О счастливой жизни". И это не так уж сложно. Итак...
1. Арете
В трудах древнегреческих философов это слово означает «добродетель», «превосходство», «достоинство» и «совершенство», а на практике — соответствие между вещью и ее предназначением, целью и средством ее достижения.
«Назначение ножа — резать, тупой нож — это не нож. Человек, не определившийся с тем, кто он есть и кем хочет быть, рано или поздно ощутит себя бесполезным, а это ощущение деморализует», — утверждает Коллинз.
Пример с ножом – это, конечно, максимальное упрощение. «Люди — не ножи, у них нет одного-единственного предназначения, которое составляло бы смысл их земного существования. Но если вы научитесь находить арете в каждой из сфер своей деятельности, качество жизни ощутимо повысится. Полоса препятствий превратится в лестницу, ведущую наверх. Некоторые проблемы вообще исчезнут: окажется, что они не ваши, и решать их — себе же во вред», — учит своих клиентов ирландец.
На своих семинарах Коллинз любит цитировать слова Аристотеля о том, что арете — это не деньги (потому что многие первым делом о них и думают, пытаясь ставить жизненные цели). Древнегреческий философ считал, что необходимость «зарабатывать на жизнь» порождена насилием общества над человеческой природой и является своего рода платой за «входной билет» в социум. А значит, деньги, их количество и сам процесс добывания не могут сделать человека счастливым.
Есть множество поговорок и анекдотов, опровергающих это мнение Аристотеля, но Коллинз уверен, что все эти «житейские мудрости» — просто попытка коллективного сознания как-то оправдать подмену человеческого счастья общественными условностями.
В пример коуч приводит крупных бизнесменов и богатейших людей мира: многие из них достигли общепризнанного успеха, следуя за детской мечтой, безумной фантазией или какой-то глубоко личной идеей.
Скажем, сооснователь компании Nike Фил Найт, будучи магистром Стэндфордской школы бизнеса, попрал законы рынка ради своего амбициозного замысла — обуть американцев в высококачественные кроссовки, которые тогда воспринимались как чисто спортивная атрибутика. Сам он влюбился в эту обувь, путешествуя по миру и оказавшись в Японии, и первые партии экспортировал с азиатских рынков. Сейчас, когда в кроссовках выходят получать «Оскар» и коллекционируют как произведения искусства, идея Найта кажется блестящим бизнес-планом, но тогда его считали безумцем или даже аферистом. «А человек просто нашел свое арете», — объясняет Коллинз.
2. Фронезис
Этот философский термин Аристотель ввел для обозначения «практической мудрости, позволяющей человеку отличать хорошее (полезное) от плохого (бесполезного)». Без нее, считал мыслитель, не обойтись в процессе достижения счастья — а значит, его и не достичь.
Как и арете, фронезис требует определенной работы над собой, поскольку невозможно в чем-либо разбираться, не обладая знаниями и опытом. Аристотель пояснял, что арете – благое намерение, которое, оставаясь лишь в уме и мечтах, ни на шаг не приближает человека к счастью.
Коллинз, проецируя античный эвдемонизм на современную реальность, соотносит арете и фронезис как теорию и практику счастья. «Будь то личное благополучие или профессиональный успех, недостаточно правильно определить цель. Невозможно прийти к ней, не зная, как это делается, и не умея этого делать», — предупреждает бизнес-тренер.
Учиться и получать опыт нужно на протяжении всей жизни, уверен Коллинз — с оговоркой о том, что это обучение не должно быть самоцелью или результатом случайного решения. «Развитие технологий сделало фронезис общедоступным и ускорило его: некоторые умения (и даже профессии) можно освоить самостоятельно, из дома, менее чем за год. Это открывает современному человеку принципиально новые возможности для счастья, и не пользоваться ими — преступление», — говорит ирландец.
3. Энтелехия
В учении Аристотеля энтелехия — это внутренняя сила, связывающая между собой цель и процесс ее достижения. Сам философ в качестве примера энтелехии приводил грецкий орех, в котором «спрятано» дерево.
Брайан Коллинз называет энтелехией «моральную силу», необходимую для движения к счастью. «Недостаточно знать, как вылечить больного или открыть свой бизнес, чтобы добиться успеха. Недостаточно накапливать знания, если вы не применяете их на практике. Определив цель и обучившись всему необходимому для ее достижения, вы не сдвинетесь с места без моральной силы — и, скорее всего, станете еще менее счастливым, чем раньше», — предостерегает коуч своих клиентов.
Для современного человека энтелехия – это преодоление естественного желания отлынить от тяжелых и/или неприятных дел, говорит Коллинз. В его версии эвдемонизма любое дело должно оцениваться с точки зрения того, вписывается оно в арете и фронезис — или нет. И если у вас все в порядке с первым и вторым, но «что-то пошло не так», — значит, надо искать в себе энтелехию и срочно включать.
Коллинз приводит в пример бизнесменов, которые работают по 60–70 часов в неделю, потому что опыт и знания (фронезис) подсказывают им, какая нагрузка нужна для рывка. Совершив его, они меняют режим — на период стабильности до следующего рывка. Те, кто «подсаживается» на трудоголизм и превращают нагрузку в самоцель, как фитнес-маньяки, обречены на выгорание и провал.
Еще одним удачным вариантом современной эвдемонической стратегии Коллинз считает то, что часто называют работой по призванию. «Врач, для которого арете — спасать людей, удовлетворен жизнью и собой, занимаясь своим делом, хотя многим другим могло бы показаться, что его работа слишком трудна, травматична и по-своему неблагодарна. Менеджер, трудясь в компании, цель и сфера деятельности которой ему близки и интересны, получает удовольствие даже от рутины с ее промежуточными достижениями – удачно проведенной презентацией, выполненным планом и т.п.», — приводит он примеры.
Главное правило, которому советует следовать Коллинз, — не отвергать какие-то идеи из-за того, что они родились в незапамятные времена или кажутся слишком пафосно сформулированными. «Не бойтесь думать и не ленитесь это делать», — напутствует бизнес-тренер тех, кто хочет достичь успеха.