Когда поют берсерки
4.Руны, саги и мечи
Если о существовании таких поэтов Средневековья, как кельтские «барды», у нас кое-что слышали, то кто такой скальд - ответят немногие. А между тем именно эти люди восславляли храбрость и силу викингов в Норвегии и Исландии. Причем их оружие - хвалебная песнь - было много сильнее копий и мечей.
Самый первый поэт-певец Браги Старый (Браги Боддасон) стал сочинять свои песни еще в ту эпоху, когда Исландия была безлюдным островом. Говорить о том, что человек, оказавшийся в этом суровом месте, был всего лишь поэтом, не приходится. Безусловно, он был храбрым воином, как и любой уважающий себя викинг. Исландцы гордятся, что именно Боддасон стал основателем нескольких родов, появившихся в IХ-Х веках.
Поэт из поэтов
Сам он, судя по летописям, жил и творил в первой половине IX века. По хроникам, Браги писал свои песни при дворах несколько шведских королей: Рагнара Лодброка, Остена Бели и Бьерна из Хоги. Считается, что его стиль и творчество привели к зарождению скальдической поэзии. Она характеризовалась нарочито изощренной формой и часто весьма посредственным содержанием. Отчасти такой стиль объяснялся тем, что творчество средневековых нордических поэтов - не художественный вымысел и даже не переплетение выдумки и фактов, а только констатация фактов. То есть почти документальное их изложение. Причем скальд мог рассказывать только то, что непосредственно видел своими глазами. В противном случае он рисковал прослыть лгуном и обманщиком и быть изгнанным из уважаемого общества. Потому скальды часто ходили с воинами в походы, умели держать меч и скакать на лошади. Все ради того, чтобы черпать контент прямо из гущи событий. А вот изложить увиденное они могли в соответствии со своими понятиями о прекрасном.
Хвала тебе, конунг!
Основной жанр поэзии скальдов — хвалебная песнь, она же - драпа. Они сочинялись в честь тех или иных предводителей или вождей, которые оказывали поэту свое покровительство и щедрость. Сохранилось даже несколько хвалебных песен — «выкупов головы», то есть за хорошую драпу скальда не только освобождали от наказания и даже казни, но и награждали.
В Х-ХII веках скальды пели свои драпы в замках правителей Швеции, Норвегии, Дании и даже Англии. Драпа состояла из разных частей, объединенных своеобразным припевом, висой. Обычно драпа начиналась с приглашения послушать скальда, а потом следовали перечисление ратных подвигов прославляемого вождя и хвала его смелости и щедрости. Услышать в хвалебной песни логический ход событий невозможно, скальд представлял события через детали - лязг мечей, реки крови, море огня. Драпы базировались на изощренных, похожих на загадки перифразах — кеннингах, а предметы назывались поэтическими синонимами. Но слушателям были по нраву их песни, ибо только умный человек мог понять, что хочет сказать певец.
Каста неприкосновенных
Скальды не только создавали хвалебные песни, но могли и знатно ославить сильного мира сего. Мало кто из конунгов мог позволить себе оскорбить скальда. Ведь тот мог сочинить искусный, но оскорбительный стих и распевать его во всех поселениях. А если песня «ушла в народ», то даже казнью скальда ничего решить было нельзя. Вождь был бы посрамлен. Впрочем, на стороне скальда было и поверие, что его обидчик мог навсегда потерять удачу. А викинг без удачи — это почти мертвец.
В летописях есть случай, когда вождь серьезно унизил скальда. В ответ тот сложил ниду — хулительный стих. В итоге правитель заболел и был на волосок от гибели. Никакие лекарства ему не помогали. В конце концов, конунг приказал разыскать обиженного скальда и тяжело больным попросил у него прощения. Болезнь отступила.
Скальдическая поэзия переживала свой расцвет почти 200 лет. Ее могильщиком стала письменность, которая позволяла людям читать литературу, а не слушать вычурные стихи. Хотя именно письменность донесла до нас как имена известных скальдов, так и их драпы. Сегодня историки считают их важными источниками исторических событий.