Найти тему
Загадки истории

Эпоха викингов #5.4/Когда поют берсерки/4.Руны, саги и мечи

Оглавление

Когда поют берсерки

4.Руны, саги и мечи

Если о существовании таких поэ­тов Средневековья, как кельт­ские «барды», у нас кое-что слы­шали, то кто такой скальд - от­ветят немногие. А между тем именно эти люди восславляли храбрость и силу викингов в Нор­вегии и Исландии. Причем их оружие - хвалебная песнь - было много сильнее копий и мечей.

Самый первый поэт-певец Браги Старый (Браги Боддасон) стал сочинять свои песни еще в ту эпоху, когда Исландия была без­людным островом. Говорить о том, что человек, оказавшийся в этом суровом месте, был всего лишь поэтом, не приходится. Безусловно, он был храбрым воином, как и любой уважающий себя викинг. Ис­ландцы гордятся, что именно Боддасон стал основателем несколь­ких родов, появившихся в IХ-Х веках.

Поэт из поэтов

Сам он, судя по летописям, жил и творил в первой половине IX века. По хроникам, Браги писал свои песни при дворах несколь­ко шведских королей: Рагнара Лодброка, Остена Бели и Бьерна из Хоги. Считается, что его стиль и творчество привели к зарождению скальдической поэзии. Она характеризовалась нарочито изощрен­ной формой и часто весьма посредственным содержанием. Отчасти такой стиль объяснялся тем, что творчество средневековых нордиче­ских поэтов - не художественный вымысел и даже не переплетение выдумки и фактов, а только констатация фактов. То есть почти доку­ментальное их изложение. Причем скальд мог рассказывать только то, что непосредственно видел своими глазами. В противном случае он рисковал прослыть лгуном и обманщиком и быть изгнанным из уважаемого общества. Потому скальды часто ходили с воинами в по­ходы, умели держать меч и скакать на лошади. Все ради того, чтобы черпать контент прямо из гущи событий. А вот изложить увиденное они могли в соответствии со своими понятиями о прекрасном.

Хвала тебе, конунг!

Основной жанр поэзии скальдов — хвалебная песнь, она же - драпа. Они сочинялись в честь тех или иных предводителей или вож­дей, которые оказывали поэту свое покровительство и щедрость. Со­хранилось даже несколько хвалебных песен — «выкупов головы», то есть за хорошую драпу скальда не только освобождали от наказания и даже казни, но и награждали.
В Х-ХII веках скальды пели свои драпы в замках правителей Шве­ции, Норвегии, Дании и даже Англии. Драпа состояла из разных ча­стей, объединенных своеобразным припевом, висой. Обычно драпа начиналась с приглашения послушать скальда, а потом следовали пе­речисление ратных подвигов прославляемого вождя и хвала его сме­лости и щедрости. Услышать в хвалебной песни логический ход со­бытий невозможно, скальд представлял события через детали - лязг мечей, реки крови, море огня. Драпы базировались на изощренных, похожих на загадки перифразах — кеннингах, а предметы назывались поэтическими синонимами. Но слушателям были по нраву их песни, ибо только умный человек мог понять, что хочет сказать певец.

Скальды жили при дворах и дружинах конунгов и творили в период с IX по XIV век
Скальды жили при дворах и дружинах конунгов и творили в период с IX по XIV век

Каста неприкосновенных

Скальды не только создавали хвалебные песни, но могли и знат­но ославить сильного мира сего. Мало кто из конунгов мог позво­лить себе оскорбить скальда. Ведь тот мог сочинить искусный, но оскорбительный стих и распевать его во всех поселениях. А если песня «ушла в народ», то даже казнью скальда ничего решить было нельзя. Вождь был бы посрамлен. Впрочем, на стороне скальда было и поверие, что его обидчик мог навсегда потерять удачу. А викинг без удачи — это почти мертвец.
В летописях есть случай, когда вождь серьезно унизил скальда. В от­вет тот сложил ниду — хулительный стих. В итоге правитель заболел и был на волосок от гибели. Никакие лекарства ему не помогали. В кон­це концов, конунг приказал разыскать обиженного скальда и тяжело­ больным попросил у него прощения. Болезнь отступила.
Скальдическая поэзия переживала свой расцвет почти 200 лет. Ее могильщиком стала письменность, которая позволяла людям читать литературу, а не слушать вычурные стихи. Хотя именно письменность донесла до нас как имена известных скальдов, так и их драпы. Сегодня историки считают их важными источниками исторических событий.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)