Лютеранское кладбище (обособленный участок Смоленского кладбища на Васильевском острове в Петербурге) — место, где много красивых и интересных старинных надгробий и памятников. К сожалению, не все их них (далеко не все!) находятся в хорошем состоянии: обвалившиеся, покосившиеся и разбитые, увы, встречаются довольно часто. Но при этом есть на погосте настоящие архитектурные шедевры. Именно о них сегодня хотелось бы рассказать.
Когда ходишь по кладбищу и видишь прекрасные памятники и начертанные на них имена погребенных и годы жизни, конечно, задумываешься о том: а кто были эти люди? Как и чем они жили? Почему их жизнь оказалась столь тесно связанной с Петербургом? Раньше было бы непросто отыскать хоть какую-то информацию о них. Однако сегодня у нас есть Интернет — великая вещь, если знать, что ищешь. Поэтому о некоторых "обитателях" Лютеранского участка Смоленского кладбища я расскажу сегодня.
Есть на Лютеранском участке могила члена немецкой общины Густава Бауермайстера. В центре этого монументального памятника когда-то находилась мозаичная картина на сюжет Арнольда Бёклина "Остров мёртвых", но, к сожалению, она была утрачена (должна была располагаться по центру монумента, где сейчас остались только два похожих на грустные глаза отверстия). К выполненному в виде античной колоннады памятнику ведут ступени из розового гранита.
Густав Конрадович Бауермайстер был богатым купцом (1 гильдия), советником коммерции — поскольку в 1 гильдии он находился непрерывно на протяжении 12 лет, поэтому мог претендовать на такой статус. Таких, как он, называли «миллионщиками». Прибыл он в Россию в 80 х годах XIX века. Капитал заработал торговлей железными, чугунными и железнодорожными материалами. Причем торговал как внутри страны, так и за рубеж.
Сначала семья Бауермайстеров жила на 3-й линии Васильевского острова, затем, видимо, после роста благосостояния — в доме Безобразовых на Фонтанке. У Бауермайстера были дети: трое сыновей и дочь. Семья уехала из России до Революции 1917 года.
Надгробие Бауермайстера было изготовлено в известной петербургской мастерской К.О. Гвиди.
Также привлекает к себе внимание могила Ивана Карловича Лаутера и других Лаутеров (Johann Lauter). Это массивное, давящее сооружение темно-розового цвета, выполнено из гранита. Мимо него трудно пройти.
Скончался Иван Карлович Лаутер в 1849 году. По роду занятий он был человеком, как бы мы сейчас выразились, творческим: художником и архитектором. Получил образование в Академии Художеств, причем учился уроженец Нарвы хорошо: стал обладателем двух золотых медалей за свои ученические работы, а также пяти серебряных.
Женился на дочери купца Андрея Лоренца. Проживал с семьей в собственном доме на Васильевском острове (4 линия, д.41).
Лаутер — архитектор знаменитого Дома Трезини на Университетской набережной (не первоначального варианта, а перестройки в 1930-х годах).
Надпись на семейном надгробии Лаутеров гласит: "Мудрым предопределением Божьим здесь покоится прах членов семьи Лаутер 1847 (разобрать на реальном памятнике сложно, доверюсь сайту о Лютеранском кладбище):
архитектор, коллежский секретарь Иоганн Лаутер и Мария Лаутер, урожд. Лоренц,
статский советник Иоганн Карл, штабс-капитан Карл Павел, губернский секретарь Петр,
Мария Анна, дочь коллежского секретаря Елизавета-Анна — Лаутеры,
Мерта Доротея Головкина, урожд. Лаутер, Анна-Ева Соколова, урожд. Энгель".
Третий могильный памятник, рассказом о котором хотелось бы завершить сегодня этот пост, отличается от первых двух, причем очень сильно. Он по-настоящему "легкий", изящный, так необычно "итальянский". И похоронена под ним Елизавета Адамини, скончавшаяся на 29-м году в 1835-м. Располагается ее могила рядом с последним пристанищем Антонио Адамини.
Памятник — гранитная стела. О Елизавете информация в Сети крайне скудна. Можно предположить, что она приходилась супругой Антонио.
Сам же Антонио Адамини — очень известная фигура в истории Петербурга. Он был архитектором и коллежским асессором, происходил из итальянской династии строителей, так что неудивительно, что его таланты и знания пригодились вечно строящемуся городу.
В 1828 году он был назначен помощником Огюста Монферрана, главного строителя Исаакиевского собора, прославился своим умением устанавливать тяжелые гранитные колонны, соорудил большую часть фундамента собора. Он участвовал в установке Александровской колонны на Дворцовой площади. Также архитектор был связан с работами по реконструкции Зимнего дворца, которая проводилась в конце 30-х годов после пожара.
Антонио скончался в 1846 году, прожив в Петербурге почти 40 лет.
Другие кладбища с Аней
Склепы Лютеранского кладбища в Петербурге: чарующе и немного жутко
Кладбище для съемок готического фильма: Лютеранское на Васильевском острове в Петербурге
Смоленское православное кладбище: увядающее изящество
Бригантина поднимает паруса: прогулка по кладбищу под Мурманском
Лилии, розы и скромная готика на Мироносинском кладбище в Пскове
Птица на могиле: что удивило на Холерном участке Волковского кладбища
Волковское кладбище в апреле-2021: что-то с памятью стало
Прогулка по Холерному участку Волковского кладбища в Петербурге: смотрим на могилы 50-х годов