В середине XIII века татаро-монголы напали на русские земли, разграбили и сожгли множество населенных пунктов. Исчезли с лица земли старая Рязань (нынешняя Рязань ни что иное, как бывший Переславль Рязанский), неизвестный большой город недалеко от Киева (Райковецкое городище), и многие другие. С гибелью мастеров умерли их секреты, исчезли целые ремесленные профессии. Надолго прекратилось каменное строительство, были перерезаны важнейшие торговые пути. Русь стала вассалом Золотой Орды. Русские князья были вынуждены ездить в Орду и униженно вымаливать ярлык на Великое княжение владимирское.
Татаро-монгольские баскаки в сопровождении вооруженной охраны путешествовали по русским землям и собирали дань - "ордынский выход". Гигантский размер дани ложился непосильным грузом на простых людей, поэтому в 1262 году в некоторых русских городах (Ярославль, Суздаль, Ростов) вспыхнули восстания против баскаков, многих из которых убили. Это испугало ордынцев, и они передали полномочия по сбору дани самим русским князьям, которые вынуждены были подчиниться под угрозой нового масштабного нашествия. Слишком хорошо они помнили ужасы 20-летней давности, когда татаро-монголы часто просто стирали города с лица земли со всем их населением, включая женщин и детей.
На рубеже XIII - XIV веков феодальная раздробленность Руси достигла своего пика, а потом началось постепенное объединение русских земель. Самыми мощными постепенно стали московское и тверское княжества. По сравнению с Суздальско-Нижегородским, они находились сравнительно далеко от Орды, и были не так подвержены набегам. В 1301 году московский князь Даниил Александрович отвоевал у Рязани Коломну, потом присоединил выморочное (местный князь умер, не оставив наследников) Переяславское княжество. Сын Даниила Юрий отбил у Смоленска Можайск. Юрий Даниилович враждовал с тверским князем Михаилом, "свалив" на него смерть своей жены - сестры татаро-монгольского хана Узбека. Михаила вызвали в Орду и казнили, а его сын в отместку убил Юрия. Московским князем стал младший брат погибшего - Иван Данилович Калита. Калитой называли кошелек, который привязывали к поясу и носили в нем деньги. Князь был очень богат и скуп.
Иван Калита был преданным союзником Орды, но этот союз он использовал для укрепления и усиления Московского княжества. Вместе с ордынскими войсками Калита подавил восстание в Твери против баскака Чолхана, когда татаро-монголы вздумали "реанимировать" баскачество. Тверскую землю опустошили, сожгли города и села, увели людей в рабство. В награду за помощь Калите дали ярлык на великое княжение и право сбора "ордынского выхода" с русских земель. Иван Данилович собирал большую дань, часть которой тайком оставлял себе, а остальное отдавал в Орду. Жители роптали, но боялись бунтовать, опасаясь, что с ними сделают то же, что с тверичами. Тем не менее, русские города постоянно посылали в Москву челобитчиков, которые жаловались и "плакались", что размер дани очень большой и им тяжело ее платить. Но все жалобы оставались без ответа. Отсюда и пошло выражение "Москва слезам не верит". Калита жестко пресекал все попытки уменьшить размер дани и не обращал на жалобы никакого внимания.
А кроме этого, в 1962 году поэт Анатолий Жигулин (1930 - 2000) написал стихи, в которых были такие строчки:
"Я все прошел. Я гордо мерил
Дороги, беды и года.
Москва - она слезам не верит.
И я не плакал никогда."
Возможно, Люда читала или где-то слышала стихотворение Жигулина, поэтому и сказала в конце фильма фразу - "Москва слезам не верит".
Чтобы не пропустить следующие публикации, обязательно подпишитесь на мой канал!