В Германии 20-х годов 20-го века в пригороде Мюнхена некий баварец - Франц Сераф Таузенд вёл настолько бурную деятельность, что наделал много шума не только у себя на родине, но и во всём мире.
Франц не собирался всю жизнь трудиться как его отец жестянщиком и до начала Первой мировой войны начал обучаться аптекарскому делу, мечтая стать фармацевтом, потом устроился контролёром на химическую фабрику. И в этот период жизни он страстно увлёкся не только фармацевтикой и химией, но и мистической и оккультной литературой.
После войны он начал проводить разносторонние эксперименты, которые ограничивались лишь полётом его фантазии, а фантазии ему было не занимать. Например, Франц пытался изобрести такой лак, который бы абсолютно любой, даже самой дешёвой скрипке придавал бы звучание как у инструментов великих итальянских мастеров.
Ещё он хотел придумать способ добывать из глины железо, оксид алюминия и олово.
Этой возможностью получать металлы из обычной глины Таузенд заинтересовал Рудольфа Ринхардта, который стал первым инвестором Франца.
Важно сказать, что подобное невероятное превращение глины в железо Таузенд обосновывал своей изданной в 1922 году брошюрой «180 элементов, их атомарный вес и приведение их в гармоничную периодическую систему». В отличие от периодической системы химических элементов, брошюра Таузенда, как он сам писал в аннотации, основывалась не опытах и экспериментах, но знании и мастерстве алхимиков.
Химическое производство «продукта 143», под таким номером было железо в брошюре Таузенда, Франц наладить почему-то не смог. Деньги инвестора он спустил на покупку недвижимости, но смог убедить его в том, что переключился на гораздо более важную задачу – производство «продукта 164», то есть золота.
Ринхардт почему-то засомневался в такой возможности, но попросил профессора Лаутеншлагера проверить слова Таузенда о возможности проводить трансмутацию элементов. И профессор сказал, что своими глазами наблюдал за появлением оксида ранее ему неизвестного типа!
Франц заявил, что и золото получить – не проблема, но нужны большие финансы для постройки лабораторий.
С этой идей он оказался в нужное время в нужном месте. Дело в том, что послевоенная Германия должна была выплачивать огромные репарации, в том числе золотом. Поэтому Таузендом серьёзно заинтересовались на самом высоком уровне. Например, генерал Людендорф, один из самых влиятельных членов Национал-социалистической немецкой рабочей партии, проще говоря один из лидеров нацистов.
Но генерал тоже не верил на слово Фанцу, поэтому попросил его продемонстрировать свои возможности в присутствии учёного-химика. К всеобщему удивлению Таузенд смог на плите в тигеле из небольшого кусочка свинца и оксида железа получить крупинки золота.
Слухи о способе производства искусственного золота расползлись по Мюнхену и тут уже деньги инвесторов просто потекли рекой. Не все, конечно, безоглядно верили в чудо способности нового алхимика, его даже уличали в обмане – когда при использовании технологии Таузенда его самого не подпускали близко ни к тиглю, ни к плавильным печам, то золото не получалось.
Однако всеобщая эйфория по поводу искусственного золота преобладала, об этом взахлёб писали немецкие газеты и народ, естественно, им верил.
В 1925 году было организовано тайное «Общество 164», состоящее из группы очень влиятельных в Германии людей, вложившихся в предприятие Таузенда.
Об организации всё же стало известно широкой общественности, её пришлось распустить, но вскоре было организовано «Исследовательское общество Таузенда» (Chemischen Studiengesellschaft Tausend).
В итоге Франц собрал около миллиона марок (огромные по тем временам деньги) для финансирования постройки лабораторий, научно-исследовательского института и горнодобывающего предприятия. Но большая часть этих денег пошла на финансирование роскошного образа жизни самого Франца и трёх его основных деловых партнеров.
Таузенд скупал недвижимость, причём не простую, а роскошные особняки и замки.
Почувствовав вкус больших лёгких денег, он в 1928 году решил заинтересовать производством искусственного золота правительство Муссолини. Но итальянский эксперт остался недоволен результатом и предположил, что в качестве исходного материала для демонстрации своего эксперимента Франц использовал свинец, уже переплавленный с золотом.
Между тем, в Германии инвесторы стали уже сильно нервничать, не получая обещанных золотых гор.
Но авантюристская натура Таузенда не могла успокоиться. Он в Австрии организовал «Общество химических исследований». Эта организация занималась торговлей украшениями, которые по внешнему виду очень напоминали настоящие ювелирные изделия. Франц обещал инвесторам 30 % прибыли, а в случае выхода кредитора из проекта, тот получал обратно свои вложенные деньги плюс 30 %. То есть, по сути, это была классическая финансовая пирамида, в которую люди несли деньги в надежде на быстрое обогащение. Инвесторы, конечно же ничего в итоге не получили. В Австрии оставаться было уже не безопасно, да и на родине в Германии Таузенд был объявлен в розыск.
Франц решил скрыться в Италии в замке, купленном на растранжиренные деньги «Общества 164», но в 1929 году был экстрадирован в Германию и подвергнут суду. Афера была уже всем очевидна, у Таузенда конфисковали всю купленную им дорогую недвижимость, ему грозило длительное тюремное заключение. Однако он упорно твердил, что невиновен и что может делать искусственное золото. Настойчивость Франца привела к тому, что в октябре 1929 года на монетном дворе Мюнхена был проведён следственный эксперимент. Таузенда раздели, тщательно обыскали, даже заглянули под веки. На эксперименте присутствовали полицейские, директор монетного двора, следователь и всё же, каким-то образом, Францу удалось получить в тигле несколько крупинок золота.
Все были в замешательстве, доказать, что Франц и в этот раз смошенничал никто не смог. Однако это нисколько не улучшило положение Таузенда, ведь его обвиняли в незаконном присвоении капитала инвесторов, а не в мошенничестве.
Кстати, во время судебного разбирательства, никто, включая не поверившего Францу итальянского эксперта, не смог доказать, что Таузенд не синтезировал золото, а ловко всех обманывал.
Немецкого алхимика приговорили к трём годам и восьми месяцам тюремного заключения. Он был освобожден из тюрьмы в феврале 1933 года. Однако в 1936 году его вновь осудили за мошенничество и приговорили в году тюремного заключения, сократив его по кассации до шести месяцев.
В ноябре 1937 года Франца арестовали в третий раз по обвинению в мошенничестве, жертвой которого стало горнопромышленное предприятие. Судя по всему, Таузенд снова пытался синтезировать золото и втянуть в это новых инвесторов.
Принято считать, что умер Франц Сераф Таузенд 9 июля 1942 года в тюремной больнице. Однако, когда в 1964 году местные органы власти снова подняли дело Таузенда, то пришли к такому выводу: «Он исчез и больше не появлялся. Про него ходили лишь смутные слухи, например, что его казнили, так как он был посвящён во множество тайн».
Вот такая история… Спасибо за внимание!