Мировые СМИ пестрят заголовками о «документах Пандоры» – слитой базе данных владельцев офшоров. Героями публикаций стали в основном богатые и влиятельные россияне, досталось также украинцам, чехам и британцам. Но в «документах Пандоры» нет ни одного американца, притом что США оказались крупнейшим офшором мира. Offshore Finance попытался разобраться, что не так с очередным сливом данных о налоговых гаванях.
О чем речь?
3 октября Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал архив документов об офшорах мировых лидеров и чиновников. «Архив Пандоры» (The Pandora Papers) состоит из 12 миллионов внутренних документов от 14 офшорных регистраторов. Это самая масштабная утечка данных о владельцах офшоров.
Архив включает в себя сведения о почти 30 тысячах владельцев офшорных компаний, среди них более 330 политиков, в том числе 35 бывших и действующих глав государств.
Офшор – это незаконно?
«Офшор – это нелегально» – самый главный тезис, который закрепляется в умах людей от прочтения статей (а часто просто заголовков) о «документах Пандоры». В действительности же офшор – это законный инструмент для оптимизации налоговой нагрузки. Бизнес идет в иностранные юрисдикции для защиты своих активов, например, от экономической или политической нестабильности в родной стране.
Офшорный регистратор Alcogal, данные о клиентах которого были слиты журналистами, заявил, что соблюдает все законы юрисдикций.
«В случае, если Alcogal подозревает клиента в причастности к отмыванию денег, финансированию терроризма или другой незаконной деятельности, сотрудничество с ним прекращается. Мы также отказываем в регистрации компании, если клиент не предоставляет необходимые данные для комплексной проверки бенефициарных владельцев», – рассказали представители офшорного регистратора в разговоре с The Guardian. При этом в компании отказались комментировать конкретные случаи из «документов Пандоры», сославшись на политику конфиденциальности по отношению к своим клиентам.
Открытие компании в офшоре необязательно подразумевает незаконный уход от уплаты налогов, заявил Харел Перлмуттер, юрист из Израиля, чьи граждане также фигурируют в «архиве». Он подчеркивает, что существуют законные и незаконные способы неуплаты налогов.
«Незаконной деятельностью является создание компании или перемещение активов в офшор и сокрытие информации об этом при подаче декларации в налоговые органы. Такая деятельность уголовно наказуема независимо от того, где находятся активы. При этом налоговая служба Израиля разрешает гражданам структурировать свои операции наиболее выгодным с финансовой точки зрения способом, но обо всем нужно сообщать в соответствующие структуры», – отмечает юрист.
Подробнее о стереотипах об офшорах читайте в статье: «Мифы и факты об офшорах. Иностранная юрисдикция – защита активов или способ уйти от налогов?»
Кто слил документы журналистам?
Многие и прежде всего пострадавшие в сливе владельцы офшорных компаний хотят знать кто передал документы журналистам и кому вообще это было выгодно. Однако зачастую виновника утечки установить невозможно. Даже если журналисты знают имя человека, передавшего им огромный архив, они его не раскроют, следуя высокими стандартам профессии.
Можно ли доверять данным из «Архива Пандоры»?
Да. Работа Международного консорциума журналистов-расследователей (более 600 человек из 117 стран) заключалась не просто в обнародовании полученных от незнакомца данных. Представители прессы в течение года верифицировали документы, устанавливали их подлинность.
Почему в документах нет американцев?
Расследование удивило общественность прежде всего не именами бенефициаров офшорных компаний, а признанием США крупнейшей налоговой гаванью планеты. В США, а именно в штате Южная Дакота, представители трастовой отрасли пролоббировали изменения в законодательстве, обеспечившие беспрецедентную защиту информации клиентов. В результате за последнее десятилетие активы под трастовым управлением в штате выросли вчетверо до $360 млрд. Кроме того, журналисты назвали американскую юридическую фирму Baker McKenzie ведущим мировым лоббистом офшоров. В то же время в «Архиве Пандоры» нет ни одного влиятельного американца.
Возможно граждане США выбирают другие офшоры для оптимизации налогообложения, считает журналист Центра по исследованию коррупции и преступности Илья Лозовский.
«Я не хочу сказать, что американцы не пытаются скрыть деньги в офшорах, но может быть конкретно те офшоры, которые фигурируют в данном расследовании, не привлекательны для американцев. Но конечно же американцы не святые и тот факт, что Америка – один из крупнейших офшоров мира, думаю намекает на то, что американцы не чисты духом», – отметил Илья Лозовский в разговоре с RTVi.
Герои расследования – налоговые мошенники?
Осудить человека и признать его преступником может только суд. Мы уже выяснили, что только офшор – это законный инструмент и владение им не делает держателя активов автоматически коррупционером или налоговым мошенником.
Основной акцент в расследовании журналисты делают на политиков (их там более 330 человек) и на бизнесменов, близких к властям разных стран. Но и они автоматически не стали преступниками только из-за наличия офшора, зато могут поплатиться карьерой.
В частности, у премьера Чехии Андрея Бабиша, который сейчас ведет предвыборную кампанию, нашли купленное в 2009 году через офшор шато во Франции стоимостью $22 млн. Бабиш был вынужден признаться, что более 10 лет назад он действительно приобрел 16 объектов недвижимости через офшор, но покупка была абсолютно легальна с точки зрения чешских законов. Кроме того, в 2009 году он еще не был политиком, а занимался предпринимательской деятельностью. На сегодняшний день ему не принадлежат ни офшорные фирмы, ни недвижимость за пределами Чехии. Тем не менее раскрывшаяся информация может повлиять на мнение электората.
Иметь офшор – не преступление, подтверждает редактор «Важных историй» Роман Аниным (издание и редактор объявлены в России «иностранными агентами»).
«Есть случаи, где не видно прямого нарушения закона, но, как мне кажется, они требуют разбирательства правоохранителей. Например, история с зятем главы «Транснефти», который через офшоры владел компанией, получавшей подряды «Транснефти» на миллиарды рублей. Формально его зять имеет право владеть офшорами, но мы видим конфликт интересов и при должном правоохранительном расследовании это может привести к возбуждению уголовного дела», – считает журналист-расследователь.
Кроме того, в связи с открывшимися данными возникают вопросы к политической чистоплотности чиновников, указывает Роман Анин.
«Эта история показывает тотальное лицемерие российской власти. У политиков миллионы долларов лежат на счетах в Великобритании и Швейцарии, а они принимают законы об иностранных агентах и вешают ярлыки на независимых журналистов», – заявил редактор «Важных дел» в разговоре с «Медузой» (издание объявлено в России «иностранным агентом»).
Читайте также:
Apple и Google хранят в офшорах триллионы долларов. Какие схемы сокрытия активов они используют
«Мифы и факты об офшорах. Иностранная юрисдикция – защита активов или способ уйти от налогов?»
Диверсификация в офшоры. Как обезопасить свои активы в другой стране