Одна женщина оставила такой комментарий под одной из моих статей. Орфографию и пунктуацию сохраняю, убираю лишь неприемлемые слова: «И когда же эти парни со своих спален вылезут? уже как эта власть над нами не изг.лялась.. пенсионный подняли, б.рду какую-то к.л.ть заставили, в.боры п..делали и что? Как сидели в своих спальных районах , так и сидят. Что ещё они должны с нами сделать, что бы народ понял, надо сплотиться и гн.ть их к ч.ртовай матери».
Мне видится наиболее верным ответить читательнице словами Джека Голдстоуна. Он – американский социолог-политолог, специалист в области теории революций и государственных распадов.
Американский социолог утверждает, что «революции не возникают из-за растущего недовольства нищетой, неравенством и других подобных им явлений». В обществе все может быть ужасно плохо, но никаких изменений в нем не предвидится.
Для этого необходимо сочетание 5-ти значимых факторов.
Первый. Нарастающие проблемы в экономической и налоговой сферах. Как итог – падение доходов населения. «Такие проблемы обычно приводят к тому, что власть повышает налоги или влезает в долги…Снижается и способность правителей награждать сторонников и платить зарплату чиновникам и военным».
Второй. Растущее отчуждение и оппозиционные настроения в среде элит. «Элиты могут прийти к мнению, что какая-то определенная группа - узкий круг ближайших друзей или членов ... группы, в которую входит правитель, - несправедливо получает основную долю политической власти или экономических дивидендов… В этом случае они могут выступить за реформы, а если реформы будут блокироваться или их объявят неэффективными, принять решение о мобилизации и даже попытаться воспользоваться народным недовольством, чтобы оказать давление на режим. По мере роста отчуждения они могут принять решение о свержении и смене существующего общественного порядка, а не просто об улучшении своего положения в его рамках».
Третий. Революционная мобилизация, опирающаяся на нарастающее народное возмущение несправедливостью. Голдстоун считает, что народное возмущение всегда вызвано нищетой. Но здесь основной вопрос связан с мобилизацией – через какие группы она будет осуществляться: коммуны, союзы, профсоюзы и кто этой мобилизацией будет руководить. «Восстания, которые остаются локальными и изолированными, обычно легко подавляются. Но если восстание охватывает несколько районов и к нему присоединяются крестьяне, рабочие и студенты, а эти группы, в свою очередь, устанавливают связь с элитами, сопротивление может оказаться слишком массовым, чтобы власть могла справиться с ним сразу и целиком».
Четвертый. Идеология. Необходима идея, которая объединяла бы все слои общества и само недовольство. Социолог приводит интересный факт: «Чтобы объединять и мотивировать своих сторонников, революционным идеологиям не обязательно предлагать точный план будущего. Напротив, эффективнее всего работают расплывчатые или утопические обещания лучшей жизни в сочетании с подробным и эмоционально убедительным изображением невыносимой несправедливости и неизбежных пороков существующего режима».
Пятый. Революции необходима благоприятная международная обстановка. Социолог уверен, что «успех революции часто зависел или от иностранной помощи, поступавшей оппозиции в трудный момент, или от отказа в помощи правителю со стороны иностранной державы». Другими словами, революцию должно одобрить мировое сообщество.
Эти пять факторов совпадают редко. Но бывает и такое, что революция случается внезапно – по причине, что факторы могут прятаться под ширмой стабильности, которую иногда ловко использует режим.
«Социальный взрыв» часто является неожиданным еще и потому, что «правители почти всегда недооценивают, насколько несправедливыми они выглядят в глазах населения и как далеко они оттолкнули от себя элиты». Голдстоун уверен, что никакие реформы и репрессии не способны спасти режим: реформы часто не получают поддержки, а репрессии приводят к еще большему недовольству и сопротивлению.
____________________________________________________________________________
Эта и другие статьи в ВК через указанную ссылку.