Найти тему
#мспживи

Срок давности исчисляется не с даты возникновения обязанности платить, а с даты признания договора недействительным

В ходе налоговой проверки установлено, что аренда транспортных средств носила фиктивный характер, в момент заключения договоров общество знало или должно было знать об отсутствии реальности оказания услуг. Следовательно, трехлетний срок для обращения с требованием о возврате налога следует исчислять с момента уплаты НДС.

Между обществом и федеральным и ФГУПом был заключен договор аренды техники в количестве 38 единиц. Арендатор производил уплату ежемесячных платежей, арендодатель отражал НДС в книге продаж на основании актов об оказании услуг. В какой-то момент ФГУП перестал платить аренду, но технику не вернул, а арендодатель продолжал исчислять НДС. Общество пошло в суд с взысканием долга на 8.6 миллионов с непутевого арендатора. ФГУП было дело хотел признать договоры недействительным, но требования арендодателя первой инстанции были удовлетворены, а во встречном иске отказано. Но апелляция развернула: суд отказал во взыскании с ФГУП задолженности, а встречный иск арендатора был удовлетворен: договоры аренды были признаны недействительными.

Фух… вот накрутили-навертели-то.

Тогда общество пошло в ИФНС с заявлением вернуть 1.3 миллиона уплаченного НДС, коль уж договор аренды был признан недействительным. ИФНС показала фигу, ибо нет оснований.

В своем заявлении общество настаивало на том, что на момент обращения в ИФНС срок на возврат налог не истек, поскольку его надо исчислять с момента решения суда.

Но суд первой инстанции решил, что срок следует исчислять с даты уплаты налога, поскольку уже на момент заключения договоров аренды общество знало или должно было знать об отсутствии реальности оказанных услуг.

Однако признание сделки по аренде транспортных средств недействительной означает, что арендные отношения не состоялись основания для внесения соответствующей суммы налога в бюджет утрачены. Следовательно, налогоплательщик вправе требовать корректировки ранее исчисленного налога в сторону уменьшения. Срок давности исчисляется со дня уплаты налога налогоплательщиком, т.е. есть с момента, когда он самостоятельно исполнил обязанность перед бюджетом. В случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога, на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

Итог: обращение общества в суд совершено в пределах установленного законом трехлетнего срока, поскольку право на возврат излишне уплаченной суммы налога возникло у общества только после даты вступления в законную силу постановления о признания недействительными договора аренды, получение дохода от заключения которых явилось основанием для исчисления и уплаты Обществом НДС. До той поры основания для возврата излишне уплаченной суммы налога отсутствовали.

Для любителей почитать первоисточник: АС СЗО, постановление от 17 июня 2021 года по Делу № А56-18764/2020