Попытки понять неисчерпаемость, бесконечность и беспредельность мира продолжаются. Но научное познание до сих пор стоит в изумлении и растерянности перед этой проблемой, удовлетворяясь пока лишь временным ее «списанием» в область иррационального, т.е. недоступной для рационального осмысления, сферы. Но таких проблем в принципе не должно быть для науки, если заранее не вставать на почву агностицизма. Значит, иррационализм этот должен быть преодолен.
Бытие есть то, что есть. Но то, что есть, того уже нет, а то, чего нет, является уже небытием. Отсюда вытекает, что бытие и небытие существуют либо одновременно, либо попеременно, но неотрывно друг от друга.
Тождество, образуемое ими, имеет текучий характер. В результате все, существующее «здесь» и «сейчас», с необратимостью уходит в прошлое и там становится уже небытием. Отсюда реальность небытия обусловлена реальностью того процесса, который настоящее превращает в прошлое. Процесс этот называется движением.
Отрицать поэтому небытие равнозначно отрицанию движения, как это делали, к примеру, древние элеаты. И хотя это отрицание не представляется простым и наивным даже сегодня, через 2,5 тыс. лет, его вряд ли можно принять уже потому, что оно делает небытие фикцией. ...
По мнению элеатов, ни движения, ни небытия нет. А все, что есть, это бытие — единое, всеобщее и неизменное. Но тогда нет и времени, а пространство дано и существует вне времени. По сути на этих позициях стоит вся современная геометрия со своими ответвлениями. И если такая позиция имеет место и «работает», более того, подтверждается практикой, ее надо принимать важным полезным допущением, не только оправданным, но и необходимым, хотя и условным допущением при решении специально-научных и технических задач.
С философской точки зрения по этому случаю нужно сказать следующее. Бытие лишь в пространстве и вне времени (если оно вообще возможно) консервативно и является частичным, неполным бытием, бытием без движения, т.е. нереальным бытием. Такое состояние можно назвать квазиреальностью, поскольку покой (т.е. неизменность), лежащий в основе такого бытия, все же существует объективно, но только как неотъемлемая сторона более богатого по содержанию реального бытия.
Бытие лишь в пространстве это абстрактное, умозрительное и потому нереальное бытие. Оно — безальтернативно, ибо альтернативой пространству служит время. Лишенное времени бытие, если можно так сказать, «нежизнеспособно» т.е. «мертвое бытие», сходное с небытием, ибо лишено движения. Это, как уже отмечалось, статика, отделенная от динамики, что противоестественно, но допустимо и даже необходимо для решения множества пространственных задач вне прямой связи со временем.
Консерватизм бытия, опирающийся на состояние покоя и неизменности, — не «лучшая» из его сторон. Но покой, однако же, имеет место быть в движении и играет в нем свою роль, состоящую в том, чтобы сделать измеримыми любые из статических свойств бытия. Это прежде всего свойства пространства.
В реальном бытии, протекающем в пространстве и во времени, процесс перехода в небытие носит соответственно двойственный характер. Один из них — во времени — более нагляден и в этом смысле более понятен. Уход в прошлое — это уход в небытие. Соответственно, история — это непрерывный процесс перехода бытия в небытие, в котором временные процессы играют главенствующую роль. Нечего и говорить, что позиция элеатов внеисторична. Отрицая движение, они отрицают и историю, т.е. движение, заключенное в человеческом и общественном бытии.
В природном движении самым простым является механическое перемещение. Такое перемещение происходит с определенной скоростью, которая для элеатов тоже не существует, так как не существует движения вообще. Между тем скорость — это мера движения, его количественный измеритель, указывающий, насколько далеко движение (т.е. бытие) отстоит от своих крайних, предельных состояний. Одним из них является покой, где скорость равна нулю; другим — предельная скорость движения, где она приобретает максимально возможное значение. Если речь идет о механическом перемещении, то предельной скоростью является скорость света или скорость распространения любых других физических волновых сигналов, включая тяготение. ...
Жизнь человеческая тоже есть движение, которое подобно летящей стреле, с одной стороны сохраняет человека таким, каков он есть «здесь» и «сейчас», и в то же время делает, пока он жив, другим. Так что человек каждое мгновение своей жизни, в каждой точке своей жизненной траектории «есть» и «не есть» одно и то же (одна и та же натурально-физиологическая основа личности и сама эта личность). И эта личность, благодаря разворачивающемуся процессу перехода ее бытия в небытие, может относиться к самой себе, как к другому, особенно если речь идет о том, что это «мое другое» ушло в прошлое или существует только в качестве проекта на будущее. Черепа молодого Вольтера не существует в природе, поскольку он дожил до глубокой старости, когда молодость давно уже стала небытием, сделавшись звеном индивидуального жизненного процесса, подобного летящей по своей траектории стреле.
Небытие из прошлого подобно небытию из будущего. Во всяком случае они чисто онтологически отличаются от того, что существует «здесь и сейчас» и относятся к несуществующей реальности. Но оба вида небытия внутренне связаны с тем, что существует, являясь как бы предпосылкой и следствием бытия. Словом, небытие — это не только то, что уже не существует, но и то, чего еще нет. Речь, конечно же, идет о закономерном порядке вещей и о том, что не только может, но и должно быть, составляя более или менее основательную предпосылку реальности.
(отрывок из книги проф., д-ра филос.наук Виктора Ивановича Пернацкого "Зеркало и эхо Вселенной: теория бытия, пространство и время в философском материализме". М.: А-проджект, 2015)
КУПИТЬ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА А-ПРОДЖЕКТ
Группа издательства "А-проджект" ВКонтакте
Все права защищены. При переиздании ссылка на первоисточник обязательна.