Да-да, все правильно. Я абсолютно уверен, что благодаря некоторым реформам можно сделать так, что родители будут сами платить за то, чтобы их чадо взяли служить в армию.
Что же нужно сделать, спросите вы меня? Сейчас объясню.
Система "Ополчения" и "Дружины"
Под этим пунктом подразумевается строгое и четкое распределение контрактных подразделений и призывников.
Эти два вида подразделений необходимо отделить друг от друга, причем так, чтобы они не смешивались и практически не взаимодействовали между собой нигде, кроме как на общевойсковых учениях. Должны быть абсолютно разные войсковые части, в одних будут жить только ополченцы, а в других дружинники. Это позволит сократить дискриминацию по сроку службы (дедовщину), и позволит каждому виду войск более плотно сконцентрироваться на своих задачах.
Данное разделение обусловлено в том числе и разностью целей у "Ополчения" (призывные подразделения) и "Дружины" (контрактные подразделения).
Дружина (часть армии, состоящая из контрактных военнослужащих) будет составлять из себя войска узкой и сложной военной специальности, требующей долгого обучения. Например, из дружинников будут состоять Воздушно-Космические Силы, Ракетные войска, Войска связи, Спецподразделения и им подобные. Численность войск дружины будет, несомненно, намного ниже чем войск ополчения, но, собственно, оно и логично исходит из всего вышесказанного.
Ополчение (часть армии, состоящая из призванных военнослужащих) Должна выглядеть иначе, нежели обычные войсковые части в наши дни. Целый пакет реформ, которые изменят структуру и саму сущность мотострелковых, воздушно-десантных и прочих массовых родов войск, где получение воинской специальности возможно за относительно короткий срок (не более трех месяцев).
Именно этот вид армии и будет платным. Родители новоиспеченного призывника будут плясать от радости, когда им придет повестка из военкомата.
Конечно, платным этот вид армии станет далеко не сразу. Сначала потребуются серьезные вложения в структурные изменения для воплощения реформ в жизнь (этот процесс может занять до трех лет). После этого потребуется период стабилизации - исправления обнаруженных недостатков - для того, чтобы детали нового механизма системы притерлись друг-к-другу, чтобы можно было найти точки, где новый вариант будет буксовать, найти точки возможного проявления коррупции в армии, и устранения их. Этот процесс займет уже намного более долгое время, и мы можем только предполагать сколько лет на него уйдет, но, я для удобства счета даю примерно 7 лет, чтобы система вышла на предполагаемое КПД более 50% от ее изначального потенциала. Да, даже сейчас, когда я описываю всю концепцию, я понимаю, что в реальности все получится не так красиво и гладко, но, в целом, работать будет, а это самое главное.
Суть реформ для "Ополчения"
Для начала, чтобы понять какие реформы нужны для призывной части армии, нам необходимо понимать, почему сейчас эта система сохраняется, то есть взглянуть на ее преимущества. Итак, что там говорят сторонники призывной системы? Первое что я могу вспомнить: "Армия - это школа жизни для молодого мужчины". Внесу немного субъективизма в статью, и скажу, что лично я с этим тезисом согласен, в первую очередь потому что испытал его эффект на собственной шкуре. Да, армия действительно помогла мне пересмотреть многие моменты в жизни, и помогла мне измениться в лучшую сторону. И именно этот тезис я и хочу положить в основу пакета реформ, сделав его девизом.
Суть проекта будет заключаться в частичном объединении института среднего-специального образования и вооруженных сил. Строгий распорядок дня в воинских частях очень хорошо подходит для того, чтобы максимально эффективно проводить обучение. В некотором смысле войсковые части ополчения превратятся институты интернатного типа, где солдаты-призывники будут получать помимо навыков боевой подготовки также целый ряд других навыков, которые будут полезны в жизни после демобилизации. Необходимо будет полностью пересмотреть распорядок дня военнослужащих. Даже сейчас, при первом осмотре, обнаруживается, что в сутках солдат есть огромное количество свободного времени, которое заполняется хозяйственными делами, которые ни малейшего отношения к воинской специальности не имеют.
Чему же будут учить ополченцев?
А вот это момент, имеющий наиболее принципиальное значение. Мы уже знаем, что у солдат есть куча свободного времени, тратящегося на подравнивание кантиков, уборку помещений, и прочие невоенные дела. И суть предложения в том, чтобы заполнить это время обучением полезным навыкам. А какие навыки полезные? Давайте попробуем представить в виде списка:
1) Воинская специальность. Да, обучение таким вещам, как использование вооружения, физическая подготовка, и иже с ними. На них несомненно, должен делаться упор, это же все-таки армия. Занятия теорией тактики, историей тактики и стратегии, навыкам сборки-разборки и принципам работы стрелкового оружия, строевой подготовкой и физической подготовкой должны быть в приоритете. Они должны быть не просто ежедневными, но и, зачастую, должны занимать 2 блока занятий в день. Кстати, пользуясь случаем, я считаю, что в подразделениях вооруженных сил должны быть добавлены в качестве обязательных также занятия боевыми искусствами и иными видами рукопашных единоборств. Эти навыки станут первыми, которые будут в последствии полезны уже в гражданской жизни. Демобилизованный солдат должен уметь защитить своими руками членов своей семьи в случае опасности. Да, за срок службы, я предполагаю, боец не успеет получить черный пояс по карате, но, хотя бы некоторые основы он усвоит, что уже будет неплохо.
2) Знания бытового характера. Солдат будут учить тому, как прибить полочку к стенке, провести проводку, сколотить табуретку, в общем, все навыки, которые понадобятся будущему хозяину жилища. Вся мужская работа по дому, которую можно придумать - всему этому будут учить в армии, вплоть до навыков по строительству простейших домов или утепленных шалашей. Сюда же можно отнести навыки выживания в дикой природе, даже просто теоретические. Навыки работы с бытовыми инструментами - дрелью, молотком, электролобзиком, бензопилой. Да, это все очень опасно, но, само-собой, солдатам будет в обязательном порядке проводиться инструктаж, и офицеры должны быть максимально заинтересованы в том, чтобы солдаты все очень четко поняли, потому что ответственность за жизнь и здоровье солдат будет на них. Причем на каждом офицере подразделения лично, и, да, они будут нести наказания за все инциденты со своими солдатами. В общем, это будет что-то вроде школьных уроков труда, только более широкий курс, направленный на совершеннолетних.
3) Общегуманитарные знания. Демобилизующийся солдат будет обладать недюжинной силой, и большими навыками в области нанесения вреда здоровью других людей. Он может быть просто опасен для общества и окружающих, и, для того чтобы он таким не стал, солдата будут еще и учить думать. Ему будут объяснять общие концепции искусства, его будут обучать философии, риторике, этике, социологии и экономике. Его будут обучать видеть и ценить прекрасное. Будут уроки в области истории развития живописи, литературы, архитектуры, скульптуры, музыки и иных видов искусств. Солдат в армии научится отличать классицизм от барокко, получит общие знания в области философии, например, Аристотеля, ознакомится с экономическими концепциями, и политическими течениями, чтобы он мог сам для себя принимать решения, и увидеть мир своими глазами. Солдату будут полноценно развивать мозг. Он определит свои вкусы в области политики и искусства, например, после службы он сможет отличить Мане от Босха, и сможет сам себе сказать что ему больше нравится. Он выучит стихи Анненского, Тютчева, Бродского, Евтушенко и Блока. Он прослушает симфонии Баха и Бетховена, и сможет сам сказать чем они отличаются, и какая ему лично нравится больше. Это все в совокупности поможет нашему ополченцу более здраво смотреть на мир вокруг себя и на жизнь, и, поможет принимать решения, когда и что можно делать.
4) Гражданская специальность. Солдат получит навыки, которые помогут ему не просто выпуститься из армии полноценным, сильным и думающим человеком, но и помогут получить работу после окончания службы. Солдаты будут выпускаться, например, малярами 4 разряда, или мастерами-плиточниками. Они будут получать дипломы о прохождении среднего-специального образования, которые смогут предъявить будущему потенциальному работодателю. Таким образом они точно смогут сказать, что время службы прошло не зря, они смогут начать карьеру в рабочих специальностях, и, практически сразу смогут получать заработную плату, строить карьеру, что тоже станет отличным подспорьем для превращения вчерашнего дембеля в абсолютно полноценного гражданина, который может себя самостоятельно обеспечить, и не нуждается в поддержке ни от родителей, ни от государства.
Воплощение
Да, оно самое. Камень преткновения любой красивой концепции. Звучит, конечно, потрясающе: "Превращение юнцов в толковых мужчин", вот только как это все сделать. Это же нереально!
А вот и реально. Да, у солдат в распорядке дня есть время, чтобы его можно было распределить между несколькими блоками обучения. Таких блоков я предлагаю создать 4 - два между завтраком и обедом и два между обедом и ужином.
Само-собой преподаватели для ополчения будут гражданскими. И даже больше - они будут непредвзятыми. Большая часть теоретических заданий будет проходить на удаленной основе. Конечно, это будет не просто видеозапись лекции, а полноценный интерактивный урок, с вопросами и ответами. А вот практические занятия уже будут сложнее. В качестве возможных вариантов можно рассмотреть два вида одновременного наблюдения: видеокамеры и наблюдение со стороны офицеров.
Руководитель подразделения, находящегося на занятии, будет следить за тем, чтобы каждый его подчиненный был внимателен, не засыпал, и внимательно следил за дисциплиной. В качестве варианта стимулирования командного состава я предлагаю установить материальную ответственность. Причем большую. Я предлагаю установить офицерам и сержантам оклад в размере одного МРОТ, и пополнять его премиями только в случае удачной сдачи солдатами экзаменов. Вот получает офицер условные 15 000 рублей, и, если его солдаты сдают успешно дисциплины в воинской специальности, то ему выделяется премия в размере 200% от оклада. В случае сдачи экзаменов по предметам других направлений я предлагаю установить премию в размере 100% оклада, и, таким образом офицер сможет увеличить свою зарплату с 15 000 до 90 000 рублей, если он проследил за всеми своими подчиненными, и они сдали все экзамены приемлемо. Да, конечно, система поощрений может варьироваться, в зависимости от оценок ополченцев, но, суть от этого не поменяется - если командир хочет получать достойную зарплату, то он обязан следить за тем, чтобы бойцы его подразделения добивались успехов в учебе. Если говоря максимально обобщенно, то офицеры превратятся не просто в командиров, но и в кураторов учебного процесса, материально зависимых от успехов своих подопечных.
Да, я вижу недостаток. Офицер может дать взятку, условному трудовику, чтобы тот поставил его бойцам оценки повыше. И поэтому экзамены будут принимать не те же преподаватели, что и учили. И, да, у офицеров с ними не будет никакого прямого контакта - каждый боец будет сдавать экзамены отдельно и самостоятельно - без зоркого глаза офицера (зато под зорким взором камеры).
Заключение
Да, такую систему придется долго отстраивать. Я давал выше оценку, примерно, в 10 лет, чтобы данная система начала давать плоды, но, через эти самые десять лет имидж армии изменится феноменально. Армию будут считать не просто "Нужной" и не будут отдавать "Долг Родине", ее начнут воспринимать "Полезной в жизни". У нее появится реальная практическая бытовая польза для общества и для жизни отдельных граждан.
Со временем все большее количество людей увидят своими глазами, как армия преображает дворового гопника в достойного человека, и тогда на услуги "Ополчения" появится спрос. А где спрос, там и предложение, которое со временем станет коммерческим.
Не удивлюсь, если через 20 лет мы увидим, как олигархи будут отправлять своих дитяток не учиться зарубеж, а служить в те войсковые части ополчения, в которых уже зарекомендовавшие себя офицеры и преподаватели.
Так сказал Стасон
#Политика #Реформы #Армия #Общество #Образование #Призыв #призыв в армию #призывники #министерство обороны #министерство обороны рф