Найти тему

«Не шути. А то накаркаешь!»

Оглавление

Игорь Игоревич Сисмеев

-2

В конце сороковых годов в частях ВВС на самолётах Ил-10 произошёл ряд лётных происшествий из-за заклинивания двигателя в воздухе. Это происходило потому, что у ряда новых, усовершенствованных, авиадвигателей АМ-42 из-за конструктивно-производственного дефекта во время работы наблюдалось шелушение баббитовых вкладышей коленчатого вала. Эта «шелуха» в виде мелкой стружки полностью забивала масляный фильтр, двигатель лишался нормальной смазки, и его заклинивало. Технари в таком случае говорили, что мотор «стружку погнал».

Своевременно обнаруженный дефект требовал срочной замены двигателя и отправки его на ремонтный завод.

Это произошло в 74 гв. шап в Пинске летом 1949 года. При проведении паркового дня сразу на четырёх самолётах обнаружились признаки того, что движки «стружку погнали». Для инженера полка это стало проблемой. Кроме того, что нужно было срочно заменить эти двигатели, ещё необходимо было написать кучу рекламационных актов и прочих ведомственных и кагэбэшных отписок.

В нелётный день, в субботу, во время обеда к отцу подошёл инженер полка А. Рафаевич и сказал:
– Игорь Иванович, техники только что на самолёте закончили замену двигателя. Поставили абсолютно новый мотор, прямо с завода. Его нужно облетать.
– Нужно так нужно. Вот сейчас пообедаем и облетаем. А ты пока дай механикам команду, чтобы готовили машину к вылету. Сразу и полетим.

В те времена всё было очень просто и свободно. Взлетев без заявки и разрешения руководителя полётов, набрав прямо над аэродромом три тысячи метров, отец выполнил все пункты программы облёта. Двигатель и его параметры по давлению масла и температуре соответствовали норме. Всё было на отлично.

Закончив облёт и убрав обороты до малого газа, он с трёх тысяч метров, снижаясь спиралью, без захода по кругу произвёл посадку на полосу.

-3

После приземления, на пробеге в сторону стоянки лётчик выключил двигатель и по инерции подкатил к тому месту, где его ждал инженер полка, а с ним несколько техников. – Ну что? Как двигатель и зачем ты его выключил? – сразу же в лоб спросил А. Рафаевич. – Как двигатель, как двигатель? «Стружку погнал», – слукавил лётчик.

– Ой. Что ты такое говоришь? Какая там стружка? Новый двигатель, прямо с завода. А ты стружка, стружка. Какая там стружка? Нет. Это ты, как всегда, шутишь, – не унимался инженер.
– Чего там шутить? Дай команду, пусть механик фильтр посмотрит. Тогда и будем шутить, – ответил лётчик.

Буквально через несколько минут, когда механик принёс и показал всем собравшимся снятый с самолёта фильтрующий элемент, полностью забитый мелкой блестящей стружкой, инженер-майор А.И. Рафаевич, схватился обеими руками за голову и ничего, кроме нечленораздельного «Ву-у-уй», не смог произнести. Неуверенно, на подкашивающихся и заплетающихся ногах, он медленно и молча побрёл в сторону штаба. Для него это был очередной удар.

Лётчик, увидев всё это, не поверил своим глазам. Он понял, что если бы после облёта двигателя заходил на посадку не со спирали и на малом газу, а как положено, с круга, то двигатель точно бы заклинило. От увиденного похолодела спина. А в голове промелькнула разумная мысль: «Впредь так не шути. А то накаркаешь…» Даааа ужжж, фортуна…

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Игорь Сисмеев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен