Найти тему

КАК ИГРАТЬ БОЙ: БОЛЬШИМ ИЛИ УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ?

За то время, что я обучаю людей гитаре, мне часто встречались те, кто бьет по струнам большим пальцем. В основном это самоучки, либо те, кому "друг показал", ну или те, кто учился по видеоурокам на ютубе.

В технике игры большим пальцем нет ничего страшного, и далее я объясню почему, НО!

Меня повергает в ужас тот факт, что некоторые не особо компетентные педагоги настаивают на том, чтоб ученик играл бой именно большим пальцем, и никак иначе. А ученик, который пришел с нуля и не знает как правильно, по итогу зарабатывает себе проблемы с правой рукой. В дальнейшем ему придется переучиваться, а это намного сложнее, чем учиться с нуля.

"Удар" большим пальцем. Пример того, как НЕ надо учиться бить по струнам.
"Удар" большим пальцем. Пример того, как НЕ надо учиться бить по струнам.

Итак, перейдем к конкретике. Бой, а именно удар по струнам вниз, можно играть двумя способами: указательным пальцем, или большим. Как я уже сказал, удар большим пальцем не является ошибкой, но ни в коем случае не стоит осваивать его как основной.

Удар большим пальцем, по своей сути, ударом не является, поскольку мы как бы "проводим" пальцем по струнам. И проводим мы мягкой частью пальца (подушечкой), получая тихий мягкий звук, разогнать который до громкого практически невозможно. Соответственно, научившись бить по струнам только большим пальцем, вы лишаете себя возможности играть громко.

Громкий звук удара по струнам возможен ТОЛЬКО при условии использования УКАЗАТЕЛЬНОГО пальца. В отличие от большого, механика его движения такова, что при взаимодействии со струнами получается именно удар, поскольку происходит резкое выпрямление полусогнутого пальца (как будто делаете струнам щелбан, только не придерживаете указательный палец большим).

Занос руки для удара указательным пальцем
Занос руки для удара указательным пальцем
Удар указательным пальцем
Удар указательным пальцем

Это дает возможность извлекать как тихий, так и громкий звук, в зависимости от поставленных целей. Чем резче выпрямляете палец, тем громче звук, и наоборот. Такого динамического диапазона невозможно добиться, используя большой палец.

Далее. Игра большим пальцем лишает человека возможности нормально заглушить струны. Правильно поставленное глушение заключается в создании импульса и мгновенном глушении этого импульса.

Импульс (тот же удар) создается указательным пальцем, а глушится внутренней стороной большого - из этих двух элементов состоит глушение. При этом необходимо не дать струнам зазвучать. Так вот, если вы новичок и только пытаетесь освоить глушение, вы ну никак не сможете адекватно его осуществить, сделав перед ним удар большим пальцем по струнам.

Так выглядит совершенное глушение. Ладонь не касается струн, большой палец лежит на всех струнах.
Так выглядит совершенное глушение. Ладонь не касается струн, большой палец лежит на всех струнах.

Потому что при ударе большим пальцем, рука по инерции уходит вниз, а для нормального глушения ее необходимо занести, подняв вверх.

Понятное дело, что есть исключения. Я, к примеру, могу играть и большим пальцем, но только лишь потому, что у меня огромный опыт и поставленная рука. А новичок, который только начал учиться, скорее всего столкнется с трудностями.

ВЫВОД. Игра большим пальцем - это просто один из приемов звукоизвлечения, но ни в коем случае не основная техника удара. Играть этим пальцем можно в тех случаях, когда вам намеренно нужно извлечь тихий звук (тихое спокойное вступление/плавное завершение).

Но если вы хотите добиться яркого, четкого и громкого звука с возможностью выбора громкости, вам просто необходимо освоить удар указательным пальцем.

-5