Золотая лихорадка, весьма распространенная в Крыму болезнь. Ею болеют и местные жители, и туристы. Одни хватают ее как легкую простуду – несколько дней поискал монетки, да и забросил это дело. Другие «страдают» ею в хронической форме - бродят по лесам и холмам, по пляжам после шторма с металлоискателями. Мы регулярно натыкаемся на следы их «болезни». Например, на днях в лесу под Севастополем наткнулись на железную кровать:
Выкопана она почти с двухметровой глубины. Хорошо поработали копатели. Интересно, было там еще что-то кроме кровати и консервных банок?
Почему же золотая лихорадка так хорошо чувствует себя на, казалось бы, небольшом полуострове? Во-первых, потому что люди жили здесь с очень давних времен, причем жили богато и неспокойно. Во-вторых, потому что уже найдено немало кладов, в том числе и золотых. Например, по этому холму мы проходили десятки раз, собирали там грибы, отдыхали после чембалоса, просто гуляли:
А потом там в 2016 году археологи выкопали клад, про который директор Института археологии Крыма Российской академии наук Вадим Майко сказал:
«В Усть-Альминском некрополе возле села Песчаное в Бахчисарайском районе найдены украшения, которые сопоставимы с коллекцией «скифского золота», находящейся сейчас в Нидерландах».
Клад был прямо у нас под ногами!
В-третьих, золотая лихорадка свирепствует в Крыму, потому что легенд о ненайденных кладах столько, что хочется хватать лопату и бежать пытать удачу. Расскажем о нескольких самых богатых.
Золото тавров
Те, кто бывал в Балаклаве, знают, что с западной стороны все горы возле нее изрыты карьерами.
Ходит легенда, что тавры там добывали золото. А еще тавры, чье поселение как раз находилась в хорошо спрятанной от ветров и чужих глаз Балаклавской бухте, занимались пиратством. Грабили богатых греков, которые и оставили сетования по этому поводу, дошедшие до наших дней.
Так как в многочисленных могильниках тавров почти ничего не найдено, считается, что все свои богатства этот народ хранил то ли в пещерах (а полуостров пронизан ими как головка сыра), то ли в подземельях храма Девы, который находился где-то у мыса Фиолент, то ли на берегу чуть выше грота Дианы, то ли на месте Свято-Георгиевского монастыря.
Золото скифов
В отличие от сказочного таврского, скифское золото существует, многие в музеях его видели и восхищались. И, как сказано в начале статьи, клады тех времен в Крыму время от времени находят.
К тому же на полуострове огромное количество курганов – погребений, которые устраивали скифы и другие кочевники. Фактически в степной части Крыма почти всегда в поле зрения находится хотя бы один курган. Вот, например, сколько курганов в только Черноморском районе Западного Крыма (белые точки - курганы):
Все ли из этих курганов раскопаны? Впрочем, и в разграбленных археологи находили богатые клады.
Золото ромеев
Внутренняя часть Горного Крыма, это страна Дори, Феодоро, многочисленные пещерные города, монастыри, поселения. Она несколько веков принадлежала ромеям, православному народу, сформировавшемуся из местных греков, остатков тавров, скифов, готов, аланов и пр. Они были тесно связаны с Византией и есть легенды, что в Крыму хранилось немало православных реликвий, включая золотую колыбель. Да и само княжество было богатым, с хорошо развитыми ремеслами и сельским хозяйством, налаженной торговлей со всей Ойкуменой.
Татаро-монголы захватили и разграбили все пещерные города, население было убито или взято в полон. От страны не осталось ни записей, ни материальных ценностей, археологические находки не впечатляют. Неужели всё уничтожено или феодориты успели спрятать хотя бы часть?
Есть легенда, что последний князь спрятал в одной из пещер Мангупа золотую колыбель и княжескую казну. Но, честно говоря, куда интереснее было бы найти летописи князей, чей герб представлял собой двуглавого орла, ничего не напоминает?
Продолжение следует...