Давным-давно в советские времена была такая профессия «Судовой врач» - в медицинских институтах специальный факультет. Судовой врач должен был быть многостаночником, то есть уметь всё – зубы вылечить на аппарате-тарахтелке и выдернуть, с любыми травмами помочь и даже срочные операции сделать. (Один судовой врач во время рейса аппендицит себе удалил – держали над ним зеркало. Может и легенда). На больших пароходах (Я не про пассажирские лайнеры) было даже гинекологическое кресло. (См. историю «Гарри Поллит - человек и пароход»). Вообще работа судового врача на советских пароходах была «не бей лежачего» - чай-кофе на мостике, штудирование медлитературы в каюте, а наиболее патриотичные выходили с матросами на покрасочные работы на палубу. Ну, и крепление-раскрепление груза за чеки «альбатросовские» - святое дело.
На иностранных пароходах врачей не было и часто, при экстренных случаях в море-океане, обращались к нашим.
Про Володю Стремилова я уже рассказывал. Гениальный человек с острейшим чувством юмора. (Судовой врач Вова на подходе к Ленинграду после 6-месячного рейса рассказывал свежие анекдоты). Отношение некоторых членов экипажа к судовым врачам было, мягко говоря, скептическим – считали их бездельниками. Но, конечно, в рейсе обращались – порезы там всякие (особенно работники камбуза), в МО токари и мотористы чем-нибудь придавят, порежут, на палубе тоже случались мелкие травмы. Вова всех принимал в любое время дня и ночи – обязательно со свежим анекдотом или присказкой. Например: «Сдуру можно и … (Цензура. Но вы поняли) сломать». Или его любимое: «Существуют три болезни рук. Первая – врождённая, когда они из ж. растут. Вторая – приобретённая, когда они под… (Цензура. Но вы поняли) заточены. Третья – сезонная, когда в них мухи… (Цензура. Но вы поняли).
В Атлантике встречное судно вызывает нас по радио, видя красную трубу с серпом и молотом – значит есть врач! Просят помощи – один матрос то ли упал, то ли трос сорвался и травма внутренних органов. Без сознания. Спустили шлюпку. Вова поехал. Через некоторое время привезли раненного на наш пароход. Вова сообщает мастеру, что нужна срочная операция – у матроса разрыв кишечника, кровоизлияние и т.д. Если не сделать операцию, то умрёт. Ну, опустим детали. Сначала ассистировать Вова позвал наиболее крепких духом двух матросов – только взялся за скальпель – оба в обморок. Ещё двоих – таже реакция. В общем операционными сёстрами были капитан и буфетчица. Вместо разорванного кишечника, Вова поставил какой-то шланг или трубку, которую взял у боцмана. Человека спасли и сдали через два дня на островах. Вову потом наградил лично Тимофей Борисович Гуженко – министр морского флота СССР! Грамотой. И руку пожал!
Я сказал, что Вова был кладезь анекдотов, но ещё рассказывал и много врачебных историй. Вот на десерт парочка, когда Вова работал на «Скорой».
Коммуналка. Две комнаты. В одной муж с женой, в другой одинокая женщина. Мужчина, как истинный патриот в «сложнейших условиях» иногда «снимал напряжение» у соседки. (Не своё, а её!) По-быстрому. Вот любовница однажды, захотев более детального исполнения, предложила (Сосед-любовник иногда ездил в командировки): « Ты как будто уедешь. А я тебе тихонько вечером дверь открою и ты ко мне..
Уехал. Как бы. Жена проводила. Через некоторое время соседка тихонько впустила. В общем всё не торопясь. А ночью встал в туалет и… по –привычке К ЖЕНЕ в комнату, в кровать. Результат – травма головы, сотрясение. Скорая.
Познакомились двое. И вроде отношения завязались полюбовные. Она пригласила. В коммуналку. Всё шло «к этому». Он пошёл в туалет. Воспитан был в чистых традициях и в туалете осознал, что ноги для секса не совсем пригодны после целого дня в обуви. Ванная была занята, и юноша принял решение использовать унитаз для «освежения» нижних конечностей. Первая стадия прошла успешно, и мокрая чистая нога была на полу. Но, при дезинфекции второй конечности первая мокрая нога подвела и поскользнулась. В результате вторая ВЛЕТЕЛА полностью в унитаз. Сантехники наверняка объяснят почему «задний ход» был невозможен.
Час в муках. Потом мольбы о помощи. Вызванный сантехник сказал, что надо разбивать унитаз. Коммуналка! Соседи категорически против. Сантехник открутил унитаз и, в результате санитары «Скорой» несут на носилках пациента с унитазом на ноге. Но санитары так ржали, что пациент приехал в травму ещё и со сломанной рукой – уронили. Одним из санитаров был Вова.