«Привет, в этом месяце моя компания сделала 3 млн выручки чистой, хочешь также, приходи ко мне на бесплатный вебинары!»
«Кто мог подумать, 10 млн выручки за месяц! Переходи по ссылке и ты узнаешь, как мы это сделали!»
«У меня было 5 тыс рублей, всего за год выручка моей компании увеличилась до 30 млн руб, Хочешь также? Я расскажу. «
Ах, как хочется порой много денег заработать. Найду курс «миллион за месяц». Пройду его, да как заработаю много денег.
Не работает так. «Одному другого не научить».
Как думает «предприниматель» в классической линейной логике? Например, он хочет что-то продавать на маркетплейсах.
- Анализ ниши - сколько покупают в месяц, сколько денег и так далее. Смотрит, что продают другие.
- Поиск поставщика, закупка товара
- Упаковка, отгрузка
- Продажа.
И кажется, если цепочка правильно скопирована, то в итоге, через какое-то время я буду получать столько же денег, сколько сейчас получают те, кто уже это продает. Верно? Нет!
Другой пример - продолжите последовательность:
2,4,6,8,10,12….
Ну, 14 - скажите Вы, верно? Нет - отвечу я Вам. Там идет 13!
Почему? Ответ простой - это моя последовательность и теперь после 12-ти идет 13-ть! Мне так захотелось!
Эти примеры подсвечивают один момент - когда мы что-то планируем, мы учитываем ограниченное количество параметров. Чаще всего один.
В примере с последовательностью я учел только один параметр - математический, а ведь еще есть параметр «автор статьи», который может придумать все что угодно.
Когда я смотрю на другие проекты и думаю «о, как классно, они продают на миллионы, я тоже так хочу», я тоже учитываю только один параметр - это кол-во денег. И кажется, что можно скопировать эту модель. Но модель включает в себя массу чего другого, например: отношения «конкурентов с поставщиками», опыт работы, какие у них сотрудники, какие у них расходы, есть ли у них кредиты и даже семейные отношения. Попробуй сделать «успешный бизнес», если у тебя в системе семья «раздрай».
И таких параметров сотни, они тесно взаимосвязаны друг с другом. И «выручка» является производной от массы других. А я смотрю на эту производную и думаю, что могу просто ее скопировать!
Ой, да будет тебе, скажите Вы. Много лет существуют рынок франшиз, есть успешные примеры. Согласен, а есть еще неумолимая статистика, которая гласит, что из 10-ти франшиз 8 закрывается.
Проведите эксперимент - возьмите горсть карандашей, поставьте в двух метрах от себя стеклянную бутылку и кидайте туда карандаши. Задача - попасть карандашом в бутылку. Уверен, что через десятки, сотни, а может и тысячу попыток вы попадете. А может и даже с первого раза попадете. Но даже в случае удачи Вас нельзя будет назвать «мастером бросания карандашей». Нет, просто повезло.
Так же и во многих «бизнесах». Есть много примеров «успешных» франшиз или «успешных бизнесов». Но успех этот не результат копирования. Это или удачное стечение обстоятельств, просто повезло, или этот успех это производная от уже имеющихся параметров самого человека. Например, до покупки франшизы человек много лет занимается бизнесом, он понимает как все работает, ему не хочется тратить время на раскручивание бренда. Поэтому он покупает готовое «имя» и работает с ним. Но не потому что он скопировал модель.
Я часто слышу совет начинающим предпринимателям, которые хотят продавать на маркетплейсах: «Купить прогу, посмотрите ниши, в которых вы хотите продавать, проанализируйте сколько денег там». Нет, и еще раз нет, если Вы видите сколько денег в той или иной нише, это не значит, что столько Вы сможете заработать. Если я вижу, что на Озоне, в месяц продают, например, канцелярских ручек на 100 000 000 руб, то единственное, что я могу из этого сказать, это то, что на Озоне продают ручек на 100 000 000 руб. Всё я никак не могу соотнести эту цифру с собой, строить по ней планы, делать выводы и так далее.
Конечно, хочется верить, что «раз у них получилось, то у меня тоже также получится». Такая мысль дает стабильность, предсказуемость. Но, к сожалению, это не работает. Пробуйте, а там что будет, то и будет. Смысл устанавливается после события, до самого события смысл невозможно предугадать.