Найти тему
Флориан Блэк

Вокалисты, оставшиеся без группы. 1. Robert Plant (ex-Led Zeppelin): Pictures At Eleven (1982)

Оглавление

Всем привет! В этой рубрике мы будем время от времени рассказывать об известных вокалистах, которые волею судеб остались без родной группы и были вынуждены начинать всё сначала в виде сольной карьеры. Кто-то уходил из коллектива по собственному желанию, кого-то вежливо (или не очень) выпроваживали за дверь, а герой сегодняшней публикации Роберт Плант лишился своего летательного аппарата по имени Led Zeppelin в результате несчастного случая. Как утверждал сам Роберт, после смерти барабанщика Джона Бонэма не было смысла продолжать - настолько неотъемлемой частью звучания LZ являлся Бонзо. Конечно, Плант был потрясен внезапной гибелью друга, но, думается, были у него и другие причины объявить, что с Led Zeppelin покончено. К тому времени его тесное сотрудничество с гитаристом Джимми Пейджем начало сходить на нет, так как Пейдж плотно подсел на героин и его творческая искра гасла на глазах. Джимми терял интерес к игре на гитаре и сочинению музыки, а помочь ему справиться с этим было некому. Что же касается бас-гитариста Джона Пола Джонса, то с ним Плант никогда особо близко не сходился, и признавался, что работать с "Джонси" ему было не слишком комфортно - тот, что называется, всегда был "на своей волне", которая сильно отличалась от "волны" Роберта. Как бы то ни было, с 1980 года вокалист оказался предоставленным самому себе и ему пришлось многое переосмыслить, чтобы вернуться в музыку.

Роберт Плант: "Я ещё не выкурил свою последнюю сигарету!"
Роберт Плант: "Я ещё не выкурил свою последнюю сигарету!"

При этом Плант, являвшийся идолом и кумиром для миллионов поклонников, проявил неожиданную склонность к самоуничижению, усомнившись в успехе своих начинаний до такой степени, что тщательно скрывал любую информацию о работе над своим дебютным сольным альбомом. Перед ним стояла нелёгкая задача: сделать запись, непохожую на Led Zeppelin, но и не рвать с прошлым слишком резко. Кроме того, нужно было учесть актуальные на тот момент музыкальные течения. Плант был в курсе предпочтений публики, так как он после распада Led Zeppelin время от времени выступал в клубах - для удовольствия и чтобы не терять форму. Там тусовались многие музыканты, и на одном таком выступлении Плант познакомился с гитаристом по имени Робби Блант (Robbie Blunt). Возможно, сыграла свою роль созвучность имён, и музыканты быстро нашли общий язык.

Два Роберта: Плант и Блант.
Два Роберта: Плант и Блант.

За плечами у гитариста было участие в нескольких коллективах: он играл кантри и уэст-коуст в составе Bronco (классная была группа!), шумел в хулиганской глэмовой банде Silverhead и наяривал блюз-рок в командах Broken Glass и Chicken Shack. Такие разносторонние навыки привлекли внимание Планта, который в Led Zeppelin привык постоянно пробовать что-то новое и не собирался отступать от своих привычек. Плант и Блант начали потихоньку сочинять песни, попутно подбирая музыкантов в свой экипаж. На роль бас-гитариста Блант посоветовал Пола Мартинеса (Paul Martinez), имевшего солидный послужной список: как сессионщик он записывался на альбомах Кэта Стивенса (Cat Stevens), арт-фолк-группы Renaissance и недолговечной формации Пэйс - Эштон - Лорд (Paice - Ashton - Lord). В 1975 году Мартинес при курьезных обстоятельствах стал одним из основателей любопытной группы Stretch, о которой мы когда-то уже писали (если кому интересно почитать, жмите сюда).

С особым тщанием Плант искал кандидата на позицию барабанщика, ведь ему нужен был кто-то, не уступающий самому Бонэму. Самым очевидным выбором являлся Кози Пауэлл (Cozy Powell), но тот, как назло, оказался занят любимыми автогонками и появился только к концу сессий, сыграв лишь на двух треках. Пришлось Роберту обращаться за помощью к Филу Коллинзу (Phil Collins), который тогда находился на гребне успеха как с группой Genesis, так и со своими сольными работами. Смышленый и коммуникабельный Фил сумел впечатлить Планта своей игрой, к тому же у них оказалось похожее чувство юмора, так что эти двое, можно сказать, подружились.

Филя и Боба.
Филя и Боба.

Как мы знаем, на записях Led Zeppelin партии клавишных великолепно исполнял басист Джон-Пол Джонс. У Планта в команде такого совместителя не оказалось, и по его приглашению в студии появился Джезз Вудрофф (Jezz Woodroffe), блестяще проявивший себя при сотрудничестве с Black Sabbath.

Тони Айомми? Нет - Джезз Вудрофф! Поразительное внешнее сходство.
Тони Айомми? Нет - Джезз Вудрофф! Поразительное внешнее сходство.

Вот с такими музыкантами Роберт Плант записал свой дебютный сольный альбом, названный "Pictures At Eleven" ("Одиннадцатичасовые картинки"), который был издан в конце июня 1982 года на "цеппелиновском" лейбле Swan Song.

-6
-7

Название альбома расшифровывается просто: в одиннадцать часов на американском телевидении традиционно выходит большой выпуск "горячих" новостей, для которого специально монтируется подборка с самыми эффектными кадрами, привлекающими внимание зрителей. Такую нарезку штатовские телевизионщики именуют "pictures at eleven" - профессиональный сленг. Видимо, Плант решил, что его новые песни похожи на яркие динамичные изображения, сменяющие на экране друг друга. Действительно, новостей на диске предостаточно, и первая же композиция Burning Down One Side с её рваным нервным ритмом напоминает о том, что на дворе восьмидесятые, где правит бал "новая волна". В отличие от ранних записей Led Zeppelin, всё сыграно очень аккуратно, а въедливое соло гитары быстро заканчивается - длиннющие прогоны а-ля Пейдж не в моде. После такой достаточно скромной "открывашки" звучит прекраснейшая баллада Moonlight In Samosa, в которой Плант волшебно поёт в нижнем регистре, а Блант демонстрирует навыки игры на классической гитаре, придавая вещи испанский аромат. Непонятно только, что это за Самоса такая - скорее всего, имеется в виду греческий остров Самос. Впрочем, Плант - большой любитель давать своим песням загадочные названия, зачастую не имеющие отношения к содержанию текста. Вот и Pledge Pin такова, с туманно-мистической подоплекой, но внимание слушателя она привлекает благодаря рубленым аккордам гитары, скачущему темпу и неожиданно звучащему на этом фоне саксофону - инструмент, который никогда не использовали Zeppelin. Играет на нем Рафаэль Рэйвенскрофт (Raphael Ravenscroft), исполнивший в 1978 г. знаменитый рефрен для песни Baker Street из репертуара шотландского певца Джерри Рафферти.

А завершает первую сторону пластинки "восточный" номер Slow Dancer, написанный в духе незабвенного Kashmir. Тут и Кози Пауэлл появился как нельзя кстати, хотя бонэмовские трели он не стал копировать (правильное решение). Думается, не обошлось без подсказки Планта, который рулил процессом как начинающий караванщик, впервые взяв на себя продюсирование альбома (в Led Zeppelin, напомним, этим всегда занимался Джимми Пейдж).

Вторую сторону открывает Worse Than Detroit (очередная географическая точка на карте альбома). Что может быть хуже, чем Детройт? - только невозможность дозвониться до своей крошки, своей милой baby. Именно об этом неистово повествует вокалист, а клавишник на своём чудо-синтезаторе имитирует губную гармонику, кричащую пронзительно и жалобно. Немного блюзового минора в кипящую бурю эмоций - верный рецепт лучших рок-н-ролльных поваров. Фил Коллинз неплохо оторвался в этой песне. А вот в композиции Fat Lip обошлись и вовсе без барабанщика - цокая и пощелкивая, ритм там отбивает драм-машинка. Совершенно немыслимая вещь для альбомов Led Zeppelin! Но времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Вполне возможно, что именно так звучал бы Свинцовый Дирижабль в восьмидесятые годы, если бы долетел до них. Главное - голос Планта на месте, и неважно, право, о чем он там мурлычет. Вот вам Like I've Never Been Gone - ещё один образец проникновенной лирики, от которой захватывает дух, ещё один шедевр в копилку Мастера. Здесь как раз соблюдены лучшие традиции LZ, и гитарист очень хорош. А напоследок, в Mystery Title, Плант и его банда взрываются настоящим рок-безумием, снося всё на своём пути - впрочем, изобретательные переходы превращают композицию в нечто большее, чем обычный боевичок. Вокалист даёт себе волю и голосит, как в прежние годы, а Фил Коллинз выдаёт просто шикарный драмминг - мужик действительно был тогда в наилучшей форме.

Один американский критик написал в своей рецензии, что Плант не показал ничего нового - на редкость тупое суждение, говорящее о том, что пластинку он слушал перескоком и не особо вникал в нюансы. Гениальность Роберта (а она неоспорима) как раз и состоит в том, что его музыка - не застывшее озеро, и тем более не болото, а текущая река, которая всегда та же - и всегда разная. Альбом дал певцу необходимую уверенность в собственных силах, и с этих пор началась новая жизнь Планта как самостоятельной творческой силы, в чём многие после распада Led Zeppelin сомневались. Зря!

Всем крепкого здоровья! Наслаждаемся любимой музыкой!

-8

Ещё на эту тему:

Robert Plant "Fate Of Nations" (1993). Переплавленный свинец.