Найти тему
Мой православный мир

Дух Святой - личность или только "сила" ? (Лк.1:35, Мф.12:31) Протоиерей Олег Стеняев

Сначала прочитаем два текста из Евангелия: «Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; поэтому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» Луки 1:35.

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» Деяния 1:8.

Сторонники того, что Дух Святой является только силой, любят цитировать эти отрывки, даже не догадываясь, что одно понятие не исключает другое. Даже с человеческой логикой можно сказать – это сильная личность, например, о каком-нибудь борце.

Теперь давайте прочитаем отрывки из Писания, где напрямую говорится о Духе Святом как о Божественной личности: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» Евангелие от Матфея 12:31.

Невозможно оскорбить электричество, воду или воздух, поэтому, когда говорится что недопустимо оскорбление Духа Святого, то говорится так, что речь идёт о личности, которая может оскорбиться этой хулою.

Идём далее. Евангелие от Иоанна: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» Евангелие от Иоанна 14:26.

Здесь о Духе Святом говорится как о том, который научает, напоминает, наставляет на всякую правду. Сколько бы раз мы не включали электричество в комнате, оно не может нас научить или наставить. А о Духе Святом говорится как о Божественном учителе, то что свойственно категории личности.

Прочтём отрывок из Книги деяний: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» Деяния апостолов 5:3.

Если Пётр говорит о том, что кто-то решил солгать Духу Святому, то понятно, что Пётр понимает Духа Святого как личность, потому что нельзя обмануть электричество или перехитрить воду. Таким образом Дух Святой совершает действия, на которые способна только личность – Он молится, Он ходатайствует, Он обучает.

О молитве и ходатайстве это написано в послании к Римлянам: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» Послание к Римлянам 8 глава 26-27.

Мысль может быть только у личности, и Он знает за кого ходатайствует и по чьей воле это делает. Таким образом Дух Святой – это сила, энергия и самое главное личность. Это личностная сила Божественной любви. А откуда мы выводим такое понятие? Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» Послание к Римлянам 5:5.

Само понятие любовь тоже есть личностная, нравственная категория. Таким образом мы верим в единого Бога: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Не три Бога, а три Божественных личности, у которых одна Божественная сущность.