Расскажет Александр Высоцкий, основатель компании "Visotsky Consulting".
Владельцы бизнеса и руководители часто сталкиваются с такой ситуацией. Когда он в офисе - вроде всё неплохо, его нет - работа стоит.
Я называю такую ситуацию именно симптомом, а не причиной. Ведь симптом — то, как проявляется какая-то болезнь, а причина — то, из-за чего болезнь возникает. Часто мы сетуем на то, что врачи лечат нас неэффективно, то есть борются с симптомом, а не с причиной. И в этой ситуации многие владельцы выбирают заведомо проигрышную стратегию: начинают бороться с тем, что сотрудники не работают, когда они покидают офис. И из-за этого возникает желание придумать подчинённым какое-то наказание. Например, есть владельцы, которые разрабатывают изощрённую систему штрафов, думая, что взыскания будут мотивировать сотрудников. Но они не принесут результата, как и тотальный контроль подчинённых и микроменеджмент.
Нужно смотреть глубже: не на симптом, а на причину. Сотрудники перестают работать потому, что деятельность компании в целом не организована и не систематизирована.
Если владелец выходит за пределы офиса, и среди подчинённых начинается настоящий хаос, то это яркий показатель отсутствия системы в работе. Это значит, что компания находится на этапе ручного управления.
Я не говорю о том, что управляющий вообще не нужен, без него не обойтись. Но управляющий, как и все его подчинённые, не могут действительно эффективно работать без системы. К тому же системность и организованность бизнес-процессов помогут вам как руководителю выработать правильную стратегию коммуникации с подчинёнными. И она будет приносить результат.
При организованной деятельности сотрудники знают, что им нужно делать, с кем им взаимодействовать, то есть у них есть точные обязанности, способы взаимодействия, система показателей, система планирования, наличие контроля руководителя и взаимного контроля.
А главное, это работающий механизм. И функционирование механизма не зависит от того, смотрит ли на него менеджер или нет. Поэтому владельцам всегда нужно стремиться создавать механизмы управления, которые будут работать сами по себе.
Когда я говорю о систематизации бизнеса и построении системы управления, то имею в виду именно построение механизма, который работает сам по себе без постоянного контроля владельца.
Что же происходит при ручном управлении? Владелец становится единственным членом команды, который привносит в деятельность осмысленность и организованность, даёт каждому вектор движения и устанавливает приоритеты. И, если его нет на месте, деятельность всех сотрудников останавливается. Не потому, что люди плохие или ленивые, не потому, что с ними что-то не так. Они останавливаются потому, что привыкли, что владелец ими управляет. И, если его нет на месте, подчинённые просто теряются и не знают, что делать.
Забавно, но обычно люди ищут решения в той области, в которой им на самом деле не нужны решения. Например, если я классный продавец, я всё время пытаюсь узнать что-то новое о продажах и стать ещё более классным продавцом. Или я владелец компании, который пытается решить все её проблемы через улучшение продаж, а ответ вообще не лежит в этой плоскости! Чтобы охватить все аспекты, вам нужно построить систему, она позволит увидеть все узкие места.
Конечно, никакая система не будет работать без руководителя. Это невозможно. Но она избавит от многих головных болей. Например, сотрудники точно будут работать, независимо от того, есть менеджер в офисе или нет. Всё потому, что у них есть чёткие планы, точечный контроль руководителя, совещания и отчёты, измерение результатов и чёткий круг обязанностей.
Тогда контролировать людей можно будет через единственно правильный способ — любовь и понимание. Я считаю, что угрозы, страхи, насилие и штрафы не работают. Максимум, чего вы добьётесь таким образом, — физические действия, но в большинстве бизнесов они не нужны. Нам нужно творчество наших сотрудников, а контролировать его можно через общение и понимание. Добивайтесь согласия, и люди начнут действовать более рационально, понимая, что им нужно делать. И тогда они не будут сопротивляться или бездельничать после того, как вы покинете офис.
Что бы вы делали в данной ситуации? Пишите в комментариях.
И как обычно, подписывайтесь на канал, чтобы не упустить полезную информацию в наших статьях!