Танец, который исполняет индуистский бог Шива, символизирует жизненный цикл "Создание - сохранение - разрушение". Миф о танце Шивы - это попытка объяснить эту жизнь и законы вселенной.
По легенде, своим танцем бог Шива в образе Натараджи создает, какое-то время сохраняет, а затем разрушает Вселенную и все проявленное.
Символизм танца и в чем его ценность для нас
Танец (который еще называется Тандава) представляет собой некую формулу того, как должна протекать жизнь человека в соответствии с космическими законами. Рассмотрим несколько символов танца и их значение.
- Кобра (символ кундалини) извивается кольцами вокруг руки Шивы, которая показывает покровительственный жест, означающий защиту от зла и невежества, отсутствие страха, невозмутимость, мгновенное принятие происходящего.
Наставление: нужно избавиться от страхов и принять все происходящее таким, как есть. - Арка из огней вокруг Шивы олицетворяет круг сансары, который сжигается танцем. Дело в том, что в восточном мышлении быть – значить, страдать (в отличие от западного мышления, где быть – значит, кайфовать). Непроявленное состояние мира в индуизме считается выше проявленного, потому что непроявленное – это всё, а проявленное – что-то одно. Другими словами, всевозможность Ничто круче ограниченной определенности Нечто.
Наставление: человек должен вырваться из бесконечного цикла причин и следствий, т.е. победить карму. Сделав это, человек станет никем, т.е. всем. - Костер на ладони верхней левой руки означает знание, которое разрушает этот иллюзорный мир.
Наставление: нужно принять и осознать иллюзорность реальности, созданной и воспринимаемой нашим умом. - Нижняя левая рука указывает на землю, напоминая о том, что существуют реальные вещи, которые нужно осознавать, в отличие от тех, что создаются разумом.
Наставление: не все в мире - порождение нашего ума, нужно помнить, что наша воля не распространяется на то, что существует независимо от нашего разума (на природу, например, или на других людей). - Шива танцует на спине демона Апасмара, это символизирует победу над невежеством и эгоистом, над дуализмом, отождествлением с собственным телом и умственными концепциями.
Наставление: помните, что Вы - это не Ваше тело, не Ваш ум и не Ваши чувства. Вы только испытываете это. - Стоическое выражение лица Шивы символизирует его нейтралитет и спокойствие.
Наставление: человек должен обрести полный контроль над собой и всеми своими чувствами.
Проявление мифа в современной культуре
Суть этого феномена то и дело перекликается с современной культурой в разных ее проявлениях. Рассмотрим несколько известных личностей и их работы.
Тимоти Лири и танец Шивы
Тимоти Лири (гуру психоделической революции 1960-х) популяризировал фразу, опрокинутую одним философом (МакЛюэном) за обедом в Нью-Йорке. Фраза "Turn on, tune in, drop out" стала чем-то вроде слогана эпохи контркультуры, перевести ее можно как "Включайся, вовлекайся, бросай". Данная последовательность - концепция личностного развития, сходство которой очевидно с циклом "Создание, сохранение, разрушение".
«Включиться» означает войти внутрь, чтобы активировать свое нейронное и генетическое оборудование. Станьте чувствительны к множеству различных уровней сознания и к конкретным триггерам, которые их задействуют. «Настроиться» означает гармонично взаимодействовать с окружающим миром - воплощать в жизнь, материализовать, выражать свои новые внутренние перспективы. «Бросать» предполагает активный, избирательный, изящный процесс отстранения от непроизвольных или бессознательных обязательств.
Тимоти Лири
Карлос Кастанеда и танец Шивы
Феномен танца Шивы мы встречаем и в трудах Карлоса Кастанеды. В книге "Путешествие в Икстлан" брухо дон Хуан рассказывает о последнем танце воина, который исполняется им перед смертью. Суть его та же, что и у индуистского танца: это символ протекания жизни. Воин своими движениями рассказывает о пройденном пути, а по окончании этого рассказа наступает смерть и конец всего.
«Когда заканчивается время, отведенное ему здесь, на этой земле,<…> воин совершает свой последний танец. Он танцует, и единственным зрителем является смерть. <…>У каждого воина своя особая последовательность движений и поз. Они несут в себе силу. Этому своеобразному танцу воин учится в течение всей жизни. Танцу, который воин исполняет под воздействием своей личной смерти. <...> Однако независимо от того, мала его сила или неизмерима, смерть должна остановиться. Смерть не может не стать свидетелем последнего танца воина на этой земле. Этот танец есть рассказ воина о том тяжелом труде, каким была его жизнь, и смерть должна ждать, ибо ей не под силу одолеть воина, пока танец его не будет завершен»
«Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Николай Рерих и танец Шивы
Танец Шивы говорит о том, что реальность, в которой мы живем, иллюзорна, и она легко уничтожается, если эту иллюзию не подпитывать (т.е. если Шива перестанет танцевать). В своем труде "Агни Йога" знаменитый художник Рерих описывает цикл жизни и смерти по тому же алгоритму, что и в танце.
«Сутратма — актер, и жизнь — это сцена, где исполняется очередная роль. Опустится занавес, и наступит конец пьесе жизни, и уходит со сцены актер. <…> Да, да, все события жизни идущей — лишь только на сцене игра, а настоящая жизнь вне этой сцены, вне Майи плотного мира, и можно подумать о жизни, когда закончится пьеса, и рампы потухнут огни, и все погрузится во мрак, и кончится все, и начнется жизнь духа другая. Итак, будем помнить: сутратма— актер»
«Агни Йога» (1959), Николай и Елена Рерих
Итак, согласно мифу, пока танцует Шива, Вселенная существует. То же самое с человеком: пока он "танцует жизнь", он существует, а с завершением танца завершится и жизнь. Танец Натараджи - это своего рода подсказка о том, как исполнить этот танец жизни наиболее эффективным образом.
Благодарю за внимание!
Малыш Тит.
#Индуизм #рерих #кастанеда #эзотерика и самопознание #тимоти лири #космические законы #карма #тандава #шива