Найти тему

Церковь в Сарафонове близ Ярославля. Загадка датировки храма

Репортажи о поездках в Ярославль – частая тема на Дзене. Казалось бы, о храмах столицы Золотого Кольца всё уже рассказано, читано-перечитано, и добавить просто нечего.

Меж тем, буквально в четырех километрах от городской черты находится памятник древнего зодчества, практически неизвестный широкому кругу любителей старины.

Речь о Казанской церкви в пригородном селе Сарафоново. Её датировка представляет собой определенную загадку, и является предметом дискуссии.

Казанская церковь в селе Сарафонове. Колокольня поздняя, пристроена к храму в середине 19 в.
Казанская церковь в селе Сарафонове. Колокольня поздняя, пристроена к храму в середине 19 в.

Источники Русской Православной церкви однозначно причисляют храм ко временам царствования Бориса Годунова.

Так, на сайте Казанской церкви сказано: «Второй по возрасту храм в пределах Ярославского края после Спасо-Преображенского собора находится в селе Сарафоново, построен он в конце XVI века и освящен в 1600 году в честь Казанской иконы Божией Матери».

Сарафоново на карте
Сарафоново на карте

Эту точку зрения разделяют и некоторые историки. Аргументы приводятся следующие:

Казанская церковь является вотчинным (усадебным) храмом в наследном владении дворян Долгово-Сабуровых. Древний род берет начало от мурзы Атуна Адановича, принявшего в XIII веке крещение под именем Бориса. Князь Александр Невский ценил его за мудрость и пожаловал титулом боярина.

Декоративное убранство Казанской церкви
Декоративное убранство Казанской церкви

Впоследствии Долгово-Сабуровы прославились своими ратными подвигами.

Воевода Иван Иванович Долгово-Сабуров геройски погиб в 1552 г. при штурме Казани. Имя его записано в синодик московского Успенского собора на вечное поминовение.

Другой Долгово-Сабуров, Василий Юрьевич, также воевода, в 1580 г. проявил завидную стойкость при обороне псковской крепости Заволочье. Гарнизон под его началом нанес большой урон полчищам Стефана Батория.

Восточный фасад церкви
Восточный фасад церкви

Высшего расцвета Долгово-Сабуровы достигли в период царствования Бориса Годунова. На правах кровных родственников Государя они пользовались привилегиями и располагали крупными средствами. В те годы им было под силу потратить значительную сумму на строительство каменного храма.

Надгробие штаб-ротмистра И.П. Долгово-Сабурова неподалёку от храма
Надгробие штаб-ротмистра И.П. Долгово-Сабурова неподалёку от храма

Во второй же половине XVII века Долгово-Сабуровы изрядно захудали, и таковыми средствами, скорее всего, не располагали. Так, в «Перечневой книге» от 1679 г. за ними значится:
Л.61. 9.
Долгово-Сабуров, Андрей Иванов. Село Сарафоново - 1 двор помещичий, деревни Бурдуково, Зябликово - 10 дворов крестьянских.
Долгово-Сабуров, Осип Иванов. Деревни Давыдово, Волосово - 2 двора крестьянских

Часовня во имя Всех святых на территории храма
Часовня во имя Всех святых на территории храма

Типологически Казанская церковь близка «Малому» собору Донского монастыря в Москве (1593 г). Оба памятника имеют вытянутые вверх четверики, увенчанные тремя ярусами закомар (у Казанской церкви два верхних яруса сейчас скрыты четырехскатной кровлей).

«Малый» собор Донского монастыря в Москве, 1593 г. Фото из открытого источника: https://www.pinterest.co.uk/pin/596375175635003693/
«Малый» собор Донского монастыря в Москве, 1593 г. Фото из открытого источника: https://www.pinterest.co.uk/pin/596375175635003693/
Вид Казанской церкви
Вид Казанской церкви

Северный фасад Казанского храма строг и лаконичен - под стать памятникам XVI века. Белую плоскость стены оживляет перспективный портал с простыми полуколонками.

Перспективный портал на северной стороне церкви
Перспективный портал на северной стороне церкви

Над ним располагается единственный наличник, обрамляющий оконный проем также с «уступами» в виде портала. Кстати, он весьма схож с оконным проемом на четверике «Малого» собора Донского монастыря (см. фото выше)

Входной портал и наличник
Входной портал и наличник

Однако уважаемый профессор Н.С. Борисов – ученый с огромным багажом знаний – признавая сложность датировки, относит строительство Казанской церкви к более позднему периоду – 1660-м гг. Он приводит следующие аргументы:

Южный и западный фасады храма богато декорированы. Их украшают тонко профилированные наличники редкой формы «коруна» с тройным «очельем» и филигранными «цепями». Так в XVI веке ещё не строили.

Наличники «коруна» в убранстве церкви
Наличники «коруна» в убранстве церкви
-12

Столь изысканное узорочье присуще, скорее, второй половине XVII века.

Тройное «очелье» наличника
Тройное «очелье» наличника

Эта точка зрения показалась более убедительной. Например, в декоративном убранстве церкви Рождества Богородицы в Каргополе (1682 г.) имеется схожий по очертаниям наличник «коруна».

Церковь Рождества Богородицы в Каргополе, 1682 г. Самый верхний наличник представляет собой тип «коруна» https://sozvezdie-tour.ru/tour/novogodie-na-lekshmozere
Церковь Рождества Богородицы в Каргополе, 1682 г. Самый верхний наличник представляет собой тип «коруна» https://sozvezdie-tour.ru/tour/novogodie-na-lekshmozere

Можно добавить, что строительство церквей с несколькими ярусами закомар продолжалось и во второй половине XVII века. Взять хотя бы церковь Симеона Столпника в Москве (1676 г). Своим обликом она напоминает Казанский храм.

Церковь Симеона Столпника в Москве (1676 г.) с ярусами закомар http://fotokto.ru/photo/view/5464962.html
Церковь Симеона Столпника в Москве (1676 г.) с ярусами закомар http://fotokto.ru/photo/view/5464962.html

И все же на месте – при круговом обходе от северного фасада к южному - памятник в Сарафонове оставлял двойственное впечатление.

Подумалось, а не могло ли узорное убранство церкви появиться позднее? Например, в ходе её поновления через 60-70 лет после возведения?

Западный и северный фасады храма разительно отличаются
Западный и северный фасады храма разительно отличаются

Например, знаменитый храм Иоанна Златоуста, построенный в 1649 - 1654 годах, был декорирован изразцами лишь в конце 1680-х г. Крепить же в толще стен изразцы с объемными «румпами» гораздо сложнее, чем заменить на фасадах часть плоских кирпичей на фигурные.

Собственно, следы растёски можно усмотреть на фасадах Казанской церкви: заметно, что средние лучи «корун» глубоко врезаны в капители пилястр, привнося определенный сумбур в композицию декоративного убранства. Это позволяет предположить, что наличники делались позже.

Лучи «коруны», врезанные в капители пилястр
Лучи «коруны», врезанные в капители пилястр

Эскиз версии изначального облика храма, выполненный в графическом редакторе, показан ниже

Версия изначального облика храма, выполненная в графическом редакторе
Версия изначального облика храма, выполненная в графическом редакторе

Вопрос о датировке храма я задавал на форуме «Христианство в искусстве». Среди его участников – блестящие «спецы» с кандидатскими и докторскими степенями. Но, к сожалению, ответа не последовало.

Буду признателен, если читатели выскажут своё мнение относительно времени строительства церкви в Сарафонове: 1600 год или 1660-й? Между этими датами целая эпоха: горнило Смуты, воцарение Романовых

Вид Казанской церкви в Сарафонове. Хотелось бы заглянуть в глаза человеку, проложившему шоссе в полутора метрах от храма
Вид Казанской церкви в Сарафонове. Хотелось бы заглянуть в глаза человеку, проложившему шоссе в полутора метрах от храма