Репортажи о поездках в Ярославль – частая тема на Дзене. Казалось бы, о храмах столицы Золотого Кольца всё уже рассказано, читано-перечитано, и добавить просто нечего.
Меж тем, буквально в четырех километрах от городской черты находится памятник древнего зодчества, практически неизвестный широкому кругу любителей старины.
Речь о Казанской церкви в пригородном селе Сарафоново. Её датировка представляет собой определенную загадку, и является предметом дискуссии.
Источники Русской Православной церкви однозначно причисляют храм ко временам царствования Бориса Годунова.
Так, на сайте Казанской церкви сказано: «Второй по возрасту храм в пределах Ярославского края после Спасо-Преображенского собора находится в селе Сарафоново, построен он в конце XVI века и освящен в 1600 году в честь Казанской иконы Божией Матери».
Эту точку зрения разделяют и некоторые историки. Аргументы приводятся следующие:
Казанская церковь является вотчинным (усадебным) храмом в наследном владении дворян Долгово-Сабуровых. Древний род берет начало от мурзы Атуна Адановича, принявшего в XIII веке крещение под именем Бориса. Князь Александр Невский ценил его за мудрость и пожаловал титулом боярина.
Впоследствии Долгово-Сабуровы прославились своими ратными подвигами.
Воевода Иван Иванович Долгово-Сабуров геройски погиб в 1552 г. при штурме Казани. Имя его записано в синодик московского Успенского собора на вечное поминовение.
Другой Долгово-Сабуров, Василий Юрьевич, также воевода, в 1580 г. проявил завидную стойкость при обороне псковской крепости Заволочье. Гарнизон под его началом нанес большой урон полчищам Стефана Батория.
Высшего расцвета Долгово-Сабуровы достигли в период царствования Бориса Годунова. На правах кровных родственников Государя они пользовались привилегиями и располагали крупными средствами. В те годы им было под силу потратить значительную сумму на строительство каменного храма.
Во второй же половине XVII века Долгово-Сабуровы изрядно захудали, и таковыми средствами, скорее всего, не располагали. Так, в «Перечневой книге» от 1679 г. за ними значится:
Л.61. 9.
Долгово-Сабуров, Андрей Иванов. Село Сарафоново - 1 двор помещичий, деревни Бурдуково, Зябликово - 10 дворов крестьянских.
Долгово-Сабуров, Осип Иванов. Деревни Давыдово, Волосово - 2 двора крестьянских
Типологически Казанская церковь близка «Малому» собору Донского монастыря в Москве (1593 г). Оба памятника имеют вытянутые вверх четверики, увенчанные тремя ярусами закомар (у Казанской церкви два верхних яруса сейчас скрыты четырехскатной кровлей).
Северный фасад Казанского храма строг и лаконичен - под стать памятникам XVI века. Белую плоскость стены оживляет перспективный портал с простыми полуколонками.
Над ним располагается единственный наличник, обрамляющий оконный проем также с «уступами» в виде портала. Кстати, он весьма схож с оконным проемом на четверике «Малого» собора Донского монастыря (см. фото выше)
Однако уважаемый профессор Н.С. Борисов – ученый с огромным багажом знаний – признавая сложность датировки, относит строительство Казанской церкви к более позднему периоду – 1660-м гг. Он приводит следующие аргументы:
Южный и западный фасады храма богато декорированы. Их украшают тонко профилированные наличники редкой формы «коруна» с тройным «очельем» и филигранными «цепями». Так в XVI веке ещё не строили.
Столь изысканное узорочье присуще, скорее, второй половине XVII века.
Эта точка зрения показалась более убедительной. Например, в декоративном убранстве церкви Рождества Богородицы в Каргополе (1682 г.) имеется схожий по очертаниям наличник «коруна».
Можно добавить, что строительство церквей с несколькими ярусами закомар продолжалось и во второй половине XVII века. Взять хотя бы церковь Симеона Столпника в Москве (1676 г). Своим обликом она напоминает Казанский храм.
И все же на месте – при круговом обходе от северного фасада к южному - памятник в Сарафонове оставлял двойственное впечатление.
Подумалось, а не могло ли узорное убранство церкви появиться позднее? Например, в ходе её поновления через 60-70 лет после возведения?
Например, знаменитый храм Иоанна Златоуста, построенный в 1649 - 1654 годах, был декорирован изразцами лишь в конце 1680-х г. Крепить же в толще стен изразцы с объемными «румпами» гораздо сложнее, чем заменить на фасадах часть плоских кирпичей на фигурные.
Собственно, следы растёски можно усмотреть на фасадах Казанской церкви: заметно, что средние лучи «корун» глубоко врезаны в капители пилястр, привнося определенный сумбур в композицию декоративного убранства. Это позволяет предположить, что наличники делались позже.
Эскиз версии изначального облика храма, выполненный в графическом редакторе, показан ниже
Вопрос о датировке храма я задавал на форуме «Христианство в искусстве». Среди его участников – блестящие «спецы» с кандидатскими и докторскими степенями. Но, к сожалению, ответа не последовало.
Буду признателен, если читатели выскажут своё мнение относительно времени строительства церкви в Сарафонове: 1600 год или 1660-й? Между этими датами целая эпоха: горнило Смуты, воцарение Романовых