Найти в Дзене
Пиши-Читай

Событие, произошедшее 12 мая 1994 года, тронуло тихий, спокойный Минск...

В разгар дня в центре белорусской столицы разгорелись поистине голливудские страсти: террорист захватил и несколько часов удерживал в заложницах студентку одного из учебных заведений. Сегодня мы расскажем о том, что же произошло тогда в стенах Белорусской государственной политехнической академии
Около пятнадцати часов группа «Альфа» Комитета государственной безопасности была поднята по тревоге. Бойцы спецподразделения, взяв все необходимое в таких случаях - бронежилеты, вооружение, спецсредства, - отправились на двух «рафиках» к месту происшествия.
Микроавтобусы подкатили к центральному входу главного корпуса Белорусской государственной политехнической академии (ныне Белорусский национальный технический университет). Двор заполнен людьми. Милицейское оцепление. Помимо «Альфы» на место оперативно прибыли силы ОМОН, спецподразделение МВД по борьбе с терроризмом «Алмаз». В самом здании напротив 406-й аудитории, где удерживалась заложница, работал оперативный штаб, в котором собрались си

В разгар дня в центре белорусской столицы разгорелись поистине голливудские страсти: террорист захватил и несколько часов удерживал в заложницах студентку одного из учебных заведений. Сегодня мы расскажем о том, что же произошло тогда в стенах Белорусской государственной политехнической академии

Около пятнадцати часов группа «Альфа» Комитета государственной безопасности была поднята по тревоге. Бойцы спецподразделения, взяв все необходимое в таких случаях - бронежилеты, вооружение, спецсредства, - отправились на двух «рафиках» к месту происшествия.
Микроавтобусы подкатили к центральному входу главного корпуса Белорусской государственной политехнической академии (ныне Белорусский национальный технический университет). Двор заполнен людьми. Милицейское оцепление. Помимо «Альфы» на место оперативно прибыли силы ОМОН, спецподразделение МВД по борьбе с терроризмом «Алмаз». В самом здании напротив 406-й аудитории, где удерживалась заложница, работал оперативный штаб, в котором собрались силовики - министр внутренних дел Владимир Данько, его заместители Константин Платонов и Борис Алданов, замначальника УКГБ Владимир Мацкевич.
Прошло уже около часа с того момента, когда сигнал о захвате поступил в дежурную часть Советского РОВД. За это время удалось установить личность террориста. Им оказался 23-летний неработающий минчанин Александр З. Усугубляло ситуацию то, что парень проходил службу в спецназе, бывал в горячих точках, а значит, имел определенную подготовку, владел огнестрельным оружием и приемами рукопашного боя. К такому просто так не подступишься. А в заложницах у него - студентка пятого курса строительного факультета Милана Мартинкевич.
Как рассказали перепуганные сокурсники, Милана вместе с ними (в аудитории находился и преподаватель) писала дипломную работу. Вдруг открылась дверь. Молодой парень быстрым шагом подошел к студентке и, приставив нож к горлу девушки, заорал остальным: «Убирайтесь!» О террористах белорусы слышали только из телепередач о загранице, поэтому все сначала решили, что это шутка...
Что же требовал преступник? Боевой пистолет и две обоймы. Больше никаких внятных требований он не предъявлял. Очень нервничал. Много курил.

Но самым неприятным сюрпризом для переговорщиков стало сообщение о том, что Александр состоит на учете в Минском психоневрологическом диспансере. Это значительно усложняло ведение переговоров: действия преступника в таком случае трудно предугадать. Решили, что лучше всего успокоить террориста получится у его лечащего врача. Но женщина уехала к родителям сажать картошку. Путь в город занял бы долгое время, посему этот вариант отбросили. Оставалась надежда на родителей, но с ними захватчик разговаривать оказался наотрез: после возвращения из армии отношения у них совсем разладились. Не захотел разговаривать он и с дядей. Несколько разрядил обстановку друг Виталий, но и его Александр близко не подпустил, подозревая, что тот помогает правоохранительным органам. Зато Виталию он признался, что все в жизни идет не так, как хотелось: потерял работу, бросила любимая девушка. А ведь она так похожа на... Милану. При этом он прижимал нож к горлу заложницы сильнее, отчего у девушки на шее проступали алые полосы...
Заместитель начальника УВД Мингорисполкома Михаил Медведев, который вел переговоры, убедил Александра, что ему нужна медицинская помощь. Тот согласился, даже назвал препарат, который ему необходим. В штабе приняли решение под видом лекарства ввести снотворное, но это не сработало. Преступник раскусил замысел и отказался от лекарств. А к требованиям пистолета и обоймы присоединилось новое - подогнать машину ко входу. Стали рассматривать возможность освободить заложницу во время движения. Как-никак до машины - путь немаленький: 406-я аудитория размещается на четвертом этаже в своеобразном «кармане», поэтому решили устроить засаду при выходе в центральный коридор. Правда, это был не самый удобный вариант: главный корпус политехнической академии - здание старой постройки, высокие потолки, широкие стены. Риск был огромный.


Освобождение
- Я еще раз подошел к замначальника УКГБ полковнику Мацкевичу, - вспоминает Михаил Кузьмич. - «Владимир Александрович, разрешение на уничтожение террориста есть?» На что тот, посовещавшись в штабе, ответил: «Здесь много людей, журналистов, может последовать негативный резонанс в обществе, да и убивать больного человека просто негуманно». Задача усложнялась: необходимо обезвредить преступника и освободить заложницу без кровопролития, хотя до этого рассматривали возможность привлечения к работе снайпера.
В это время захватчик согласился выйти из аудитории. Главное требование при этом - чтобы никого не было в коридоре. Но тут произошла, как говорят, нештатная ситуация. То ли не всех предупредили, что он выходит, то ли он начал движение раньше времени, но как раз в тот момент, когда он стал выходить из аудитории, открылась дверь напротив и он увидел представителей оперативного штаба, людей в военной форме. Нырнул назад в аудиторию: «Никуда не пойду, пока не освободите проходы».
Приехала еще одна бригада врачей. На этот раз из Новинок, где размещается Республиканская психиатрическая больница. Врач и два санитара.
- К этому времени операцию по освобождению заложницы передали нашему спецподразделению, - рассказывает Михаил Анатольевич. - Был разработан план. Меня переодели в халат одного из санитаров. Мы вошли в аудиторию: «Собирайся, поехали». Террорист стал отнекиваться: «Я этих людей не знаю!» Тут я подключился к переговорам: «Саня, ты что, должен знать всех врачей в городе?»
К счастью, преступник забыл про пистолет, построил всех в шеренгу (сначала должны были двигаться врач и санитары, затем друг Виталий, а уж потом он с заложницей). Пока шли по коридору, в здании стояла такая тишина, что слышен был каждый шаг. Милана после пяти часов сидения была в шоковом, полуобморочном состоянии. Еле переставляла ноги.

Развязка
У главного входа процессию ждала машина скорой помощи. Террорист приказал другу осмотреть машину, а сам стал пятиться к ней спиной. В это время Михаил Кузьмич спросил: «А мне куда садиться?» Тот непроизвольно отнял руку, в которой сжимал нож, от шеи жертвы, и махнул, мол, туда. Этого оказалось достаточно, чтобы в прыжке офицер группы «А» сблизился с преступником и выбил нож. Милана закричала. Из-за колонн выскочили сотрудники спецподразделения, скрутили преступника. Все вздохнули. Бывшую заложницу отправили в больницу, где ей оказали медицинскую помощь.

Розы для «Альфы»
- Вечером нам позвонили из больницы, сообщили, что наша дочь находится там и что с ней все в порядке, - вспоминает отец Миланы Александр Мартинкевич. - Мы были на кухне с женой. Я сразу и не понял, что случилось. Тут же поехали в больницу. А все подробности узнали из вечернего выпуска новостей. Милана очень долго не рассказывала, что же происходило там, в аудитории. Да и мы вопросов не задавали. Уже потом узнали, что террорист служил в спецвойсках в Подмосковье, а мы там жили некоторое время, я ведь кадровый военный. Поэтому, выясняя, почему же именно Милана оказалась в роли заложницы, отрабатывали даже версию, что мы могли с ним пересекаться по службе.
Кстати, свою дипломную работу Милана защитила на «отлично».
По признанию самой девушки, эта история во многом изменила ее жизнь. Она стала замкнутой, долго не могла смотреть на мужчин. И только благодаря своему оптимизму, целеустремленности и жизнерадостности сумела стать прежней Миланой. Три года назад она нашла свою вторую половинку. Сейчас живет с мужем в городе Флер на севере Франции, изредка наведывается домой. При этом она не забывает своих спасителей: в их профессиональный праздник всегда готовит букет роз для «Альфы».
Что же касается бывшего террориста, то Александр провел около года на лечении в Новинках. Говорят, стал верующим человеком. И спустя несколько лет через газету даже поблагодарил бойцов спецподразделения «А» за то, что остался в живых...