Найти в Дзене
Cergey Paramonov

Иван-чай - культурное растение, без него человеку ни куда

У иван-чая есть масса народных названий, например «Огненная трава», «пожарник». Так его называют за свойство захватывать пожарища. Причем не важно где оно образовалось: глубоко в лесу, где рядом иван-чая и не видно было, на болоте или сухом месте - иван-чай быстро это место заселяет. Мало какое другое растение умеет так быстро с нуля захватить освободившееся пространство как иван-чай в таежной зоне. И для тайги это его умение очень полезно. Дело в том, что многие по настоящему лесные деревья, ель например, на открытой местности не могут поселиться, или с очень большими проблемами закрепляются. "Болеют" от избыточного солнечного излучения, плохо переносят колебания температуры между днем и ночью, страдают от режима увлажнения и конкуренции с травянистыми растениями. Но иван-чай снимает для молодого леса эти проблемы и при этом не создает конкуренции с древесными растениями. Поэтому под его пологом полодое поколение ели, например, очень хорошо себя чувствует и тайга быстро восстанавлив

У иван-чая есть масса народных названий, например «Огненная трава», «пожарник». Так его называют за свойство захватывать пожарища.

Причем не важно где оно образовалось: глубоко в лесу, где рядом иван-чая и не видно было, на болоте или сухом месте - иван-чай быстро это место заселяет. Мало какое другое растение умеет так быстро с нуля захватить освободившееся пространство как иван-чай в таежной зоне.

И для тайги это его умение очень полезно.

Дело в том, что многие по настоящему лесные деревья, ель например, на открытой местности не могут поселиться, или с очень большими проблемами закрепляются. "Болеют" от избыточного солнечного излучения, плохо переносят колебания температуры между днем и ночью, страдают от режима увлажнения и конкуренции с травянистыми растениями.

Но иван-чай снимает для молодого леса эти проблемы и при этом не создает конкуренции с древесными растениями. Поэтому под его пологом полодое поколение ели, например, очень хорошо себя чувствует и тайга быстро восстанавливается не тратя времени на длительную сукцессию.

При этом естественным образом пожары в таежной зоне случаются достаточно редко, а вот с приходом человека с его подсечно-огневым способом обработки лесных земель просуществовавшем до Великой Отечественной войны, с его сплошными вырубками лесов, с его регулярными переселениями с забрасыванием некоторых деревень.

Ведь иван-чай он не только на пожарищах хорошо себя чувствует. Любое заброшенное поле, огород, вырубка, прорубленная просека и линия электропередач - это все отличное место для заселения кипреем.

В итоге, практически любое действие, или наоборот бездействие, связанное с изменением таежной растительности человеком - "привлекает" иван-чай. Он тянется за человеком и распространяется там, где тот прошел.

Именно связь иван-чая с человеческой деятельностью и позволило в последствии появиться такой отрасли как таежное пчеловодство(*).

Да и сейчас, когда натыкаешься в лесу на заросли иван-чая - это чаще всего показатель какой-то деятельности человека.

Я как-то сетовал, что иван-чай отличное растение, а его почему-то не выращивают в огородах. Так вот, фактически он является культурным растением, точнее, ПОСЛЕкультурным.

Он растет там, где природа пытается восстановиться после деятельности человека.

Уже про многие, знакомые нам "дикие" растения я показал, что на самом деле они не такие уж и дикие, а вполне себе "культурные". То есть появились и создали сообщества благодаря человеку. Здесь писал про березу и сосну , как они восстанавливают природу после человека.

* Смолянинов И. И. Резерв таежного пчеловодства и лесоводства // Пчеловодство : журнал. — 1960. — № 11. — С. 35