Найти тему
Строительный мир

Из Колымы на Чукотку: проект автодороги с 10-летней историей, конца которому не видно

Оглавление

На Дальнем Востоке вот уже 10 лет идет строительство автодороги, призванной соединить Чукотку со столицей Магаданской области и транспортной сетью России. Общая протяженность трассы должна составить 2,3 тыс. км, однако на сегодняшний день готово лишь около 150 км.

Старт проекта

Работы по созданию новой трассы с грунтовым покрытием начались на территории Чукотского АО в январе 2012 года с 30-километрового участка между Билибино и поселком Комсомольский. В целом маршрут пройдет от «Колымы» (Р504) до Анадыря через Омсукчан, Омолон, заброшенный поселок гидрологов Паляваам и Волунистое месторождение.

Десять лет назад стройку называли эпохальной, отмечая все преимущества подобного проекта, включая транспортную доступность для жителей Чукотки, возможность освоения новых месторождений и привлечения инвестиций в регион. По предварительным подсчетам, для полной реализации проекта, как тогда отмечалось, необходимо 150 млрд руб. В какую сумму стройка оценивается сегодня — сказать сложно; официальные цифры давно не озвучивались.

Воплощение этой задумки шло медленными темпами, в первую очередь из-за ограниченного финансирования. В 2021-м на строительство трассы на территории Чукотки выделили 4 млрд руб. (в 2020-м — 2,4 млрд руб.). Осенью текущего года предполагается сдача четырех участков общей протяженностью около 35 км, включая два моста через Пучевеем и Малый Чаун. В ближайшие годы гравийка должна появиться еще на 45,5 км, а в 2022-м планируется завершить возведение моста через реку Мильгувеем. Ранее был открыт аналогичный объект через Малый Анюй.

Первый блин...

Строительство на территории Магаданской области стартовало в конце лета 2015 года от пгт. Омсукчан в направлении Омолона вдоль автозимника. На создание 25-километрового участка из федерального и регионального бюджетов тогда выделили 1,5 млрд руб. До первого населенного пункта от трассы «Колыма» (ответвление на 1714 км) уже идет дорога протяженностью 256 км, которую предполагается реконструировать.

© Министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области / mintrans.49gov.ru (Строительство дороги Колыма-Анадырь на территории Магаданской обл.)
© Министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области / mintrans.49gov.ru (Строительство дороги Колыма-Анадырь на территории Магаданской обл.)

Как и во время старта проекта на Чукотке, в Магадане в то время звучали громкие заявления относительно важности развития транспортной инфраструктуры для экономики региона. Но начался проект на территории Колымы, мягко говоря, неудачно. Дорогу сдали в 2017 году, а через несколько месяцев после открытия она начала разрушаться.

Позднее выяснилось, что подрядчик строил трассу с нарушением технологии укладки дорожного полотна. Претензии к нему возникали и в ходе реализации проекта, когда была повреждена система водоотведения, из-за чего разлилась канализация. К тому же, компанию уличили в несанкционированной свалке и в незаконной добыче песчано-гравийной смеси. В августе 2021 года суд обязал ООО «СК Стройдор» устранить все дефекты на дороге в рамках гарантийных обязательств. Работы должны выполнить к концу июля 2022 года.

© Министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области / mintrans.49gov.ru (Строительство дороги Колыма-Анадырь на территории Магаданской обл.)
© Министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области / mintrans.49gov.ru (Строительство дороги Колыма-Анадырь на территории Магаданской обл.)

До 2023-го планируется подготовить проект по реконструкции очередного участка действующей дороги Герба-Омсукчан. В течение трех лет за 8,7 млрд руб. предполагается капитально обновить 75 км трассы. Всего на территорию Магаданской области приходится 829 км от общего протяжения пути, на Чукотский АО выпадает порядка 1,4 тыс. км, однако с учетом трех подъездов (до Билибино, Эгвекинота и Комсомольского) — 1,8 тыс. км.

Проект длиною в...

Сколько времени уйдет на полную реализацию проекта — сказать сложно; некоторые эксперты и вовсе сомневаются в целесообразности кампании, указывая на технические сложности и огромные финансовые затраты при отсутствии должной проработки экономической составляющей.

Хотя дорога строится грунтовой, большие средства уходят на транспортировку оборудования и материалов. От ближайших портов нужно преодолеть сотни километров по бездорожью, чтобы доставить необходимый груз. К тому же работы ведутся в условиях вечной мерзлоты. А из-за особо низких температур или сильных ливней строить в круглогодичном режиме без остановок практически невозможно.

© Министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области / mintrans.49gov.ru (Участок дороги Колыма-Анадырь на территории Магаданской обл.)
© Министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области / mintrans.49gov.ru (Участок дороги Колыма-Анадырь на территории Магаданской обл.)

С 2011-го, как уже отмечалось, не реализовано и десятой части этого масштабного проекта. Поэтому сегодня ряду наблюдателей верится с трудом, что за 20 следующих лет, как изначально предполагалось, Колыма будет соединена с Анадырем и другими городами Чукотки. Конечно, многое будет зависеть от Москвы, ведь более 90% средств поступает из федерального бюджета. Но правительство пока не относит этот проект к числу приоритетных. На Дальнем Востоке есть более значимые стройки, в которые сегодня вкладываются немалые средства. Возможно, рано или поздно своей очереди дождется и трасса Колыма-Анадырь.

Читайте: Первую скоростную трассу на Дальнем Востоке откроют в октябре 2021 года