С новой остротой вновь вспыхнула в Хакасии теме выдачи лицензий на лесные участки с целью разведки и добычи россыпного золота.
В небольшом расследовании 19rus.info выяснило: вовсе не Москва одна виновата в выдаче лицензий на этот вид деятельности. Кощунство по отношению к родной хакасской природе творят в правительстве региона - Минимуществе и Минприроды. И за этим преспокойно наблюдают депутаты Верховного Совета Хакасии во главе с Владимиром Штыгашевым.
Плачут, прямо криком кричат местные жители, представители коренного малочисленного народа республики - шорцы: золотодобытчиков вопреки закону запускают на территорию традиционного природопользования (ТТПП).
Юрий Кискоров из из поселка Неожиданный (Балыксинский сельсовет Аскизского района) говорит с болью в сердце.
"По поводу золотодобытчиков не то, что волнуются, а уже плачут люди. Что тут творится, законы же у нас тут не работают, ТТПП не работает - полное беззаконие. На наши обращения и жалобы никто не слышит, не хотят. Сколько у них нарушений, сколько замечаний! Речки грязные, а нам тут доказывают, что речки чистые, все тут у вас нормально. Это полное беззаконие. Лес пилят, валят, ломают - это нормально? Публичные слушания у нас проходят, но решается все в Абакане без нас. И весь этот совет при правительстве, при Миннацполитике решают, а мы в этом совете без права голоса. Присутствуем, а то, что говорим, нас не слышит никто.
У нас здесь столько артелей золотодобывающих, копают, их столько много развелось. И все их больше, и больше, а деревня живет все хуже и хуже. От них жителям деревни никакой помощи абсолютно, только обещают. В данный момент к нам зайдут новые - 13 новых компаний, 13 (!). Представьте, что тут будет твориться? Каждый лог, каждую речку... везде будут копать, добывать золото. И вся грязь будет бежать в реку Томь, в Кемеровскую область. Местные власти ничего не решают, Абакан решает - деньги в бюджет. У нас дорога на Балыксу и Вершину Теи должна быть уже золотая. А у нас - едешь по дороге - колеса отваливаются на ходу. Обращались по всем инстанциям в Абакане и Аскизе. Минприроды отвечает: у вас все нормально".
Руководитель общества "Шория" Наталья Федотова поясняет информагентству:
"На сегодня, по нашей информации, уже выдано 13 лицензий, и это еще не все. Территория традиционного природопользования, а лицензии выдаются без особых условий природопользования для недропользователей. Написали письмо в правительство республики. На 14 октября намечен ближайший совет коренных малочисленных народов при правительстве РХ. Шорцы Аскизского и Таштыпского районов просят на этом совете поднять вопрос о межведомственном взаимодействии - Минприроды - Роснедра - Миннацполитики - правительство РХ в плане информирования недропользователей, которые получают лицензии, о том, что на ТТПП у них возникают определенные обязательства и ответственность в своей хозяйственной деятельности".
Шорские общины и вовсе потребовали объявления моратория, требуют, чтобы были отозваны выданные лицензии, которые взяты с целью спекуляции.
"Этих лицензий выдано до такой степени много на такую маленькую территорию. Практически на всех ручейках, всех ложках, охотничьих угодьях и рыбопромысловых участках", - бьет тревогу Наталья Федотова.
Экс-глава Минприроды Хакасии Сергей Арехов утверждает, что местные власти однозначно имеют отношение к выдаче лицензий - это касается и угольщиков, и других представителей добычи и разведки. Этому можно положить конец.
"Тему варварского уничтожения в Хакасии малых ручьев и рек можно прекратить на законодательном уровне. Есть Лесной план, утвержденный 1 марта 2019 года. Вся добыча происходит в лесах, поэтому самый главный документ - это Лесной план Хакасии. В него нужно внести изменения - убрать возможность в лесном фонде, в пойме ручьев вести разведку и добычу золота. На основании этого будут внесены изменения в лесохозяйственный регламент. И всё - никто не сможет ни один ручей испортить, пока не докажет нам обратное.Депутатский корпус должен сформировать поручение правительству о внесении изменений в Лесной план. На уровне комитета неоднократно это обсуждалось. Я ездил в Красноярск, в фирму, которая нам готовила Лесной план, они готовы были нам в рамках гарантийных обязательств это все сделать. Это шаг номер один, и его нужно сделать".
По сути, фирмы, которые получают лицензии на разведку и поиск, как такового не наносят ущерб природе. Но когда разведка начинает происходить с использованием тяжелой техники, подменяет собой добычу - это становится опасно для экологии.
"Все, кто считает себя экспертами в этой теме, почему-то пытаются увести дискуссию на федеральный уровень. Либо они не хотят обостряться с золотодобывающими компаниями, либо можно предположить, что они это делают не за спасибо", - уверен Сергей Арехов.
На уровне публичных слушаний, которые сейчас один за другим проходят в Аскизском районе, тоже можно бороться с недобросовестными убийцами природы. В статье 4 закона о ТТПП написано, что на этой территории - особо охраняемой территории - запрещена добыча, которая разрушает цель ее создания - для сохранения природы. Здесь добыча, по сути, невозможна.
Представитель министерства является членом комиссии по выдаче лицензий и вправе направить в Роснедра официальное письмо о том, что власти региона против. Такой механизм есть, хотя слово региона там не решающее. Но субъект может навести порядок.
Сергей Арехов:
"Перекидывание на Москву - это нежелание заходить в конфликт. Но мы все жители Хакасии, и у всех болит сердце за ее природу. И просто ничего не делать нельзя. Думаю, Верховный Совет Хакасии в лице председателя должен дать поручение и внести изменения в Лесной план и поставить точку в этом вопросе. Я не думаю, что Россия на сегодняшний день испытывает огромную потребность в золоте, что готова пожертвовать своими уникальными природными территориями. В перспективе все понимают, что озоновые полигоны, сама природа - это то, что будет цениться дороже всего".
И еще один вопрос волнует читателей 19rus.info. Есть добросовестные природопользователи, а есть те, кто желает хапнуть, пользуясь несовершенством законодательства и случаем. Есть в Аскизском районе такие мошенники.
При том что весь лес в Хакасии принадлежит государству, Гослесфонду, руководитель района выводит отдельные лесные участки под сельхозназначение. Можно ли это делать и не отдаются ли самые лакомые кусочки с запасами угля и золота? Не считает ли прокуратура это нарушением? Здесь для надзорного ведомства - явно большое поле деятельности. 19rus.info ждет от прокуратуры оперативной реакции.
Надеемся, что на совете коренных и малочисленных народов Хакасии 14 октября Роснедра и правительство региона взвешено и со всей ответственности подойдут к вопросу выдачи лицензий недропользователям. Пока совсем не уничтожили природу региона. Вопрос экологии в Хакасии сегодня приобрел особую остроту и значимость.