Найти тему
Глобальная История

Додинастические культуры Египта (I)

Известный египтолог Жан Веркуттер говорит о том, что существование в Египте подлинного неолита может быть поставлено под сомненье. В Египте в плане появления орудий из полированного камня, что является как бы определением неолита, отсутствует разница между мезолитом и неолитом. Что касается использования металлов, которое как бы должно иметь место, в зачаточном виде, в неолите, то в одних додинастических культурах (Меримде, Файюм А) он не использовался, а в других – Бадари – были знакомы с медью и золотом. Бадарийцы во многом были схожи в образе жизни с эпипалеолитическими элькабцами, что также вносит сомнение в выделение неолита в Египте (но прежде всего в техническом плане)

С другой стороны, в том что касается неолита, как времени возникновения производящего хозяйства, то он имеет место в Египте, где постепенно представители додинастических культур переходят сначала к скотоводству, а затем и к земледелию. Нужно сказать, что скотоводство менее прогрессивно, чем земледелие, в силу того, что оно оказывается возможно в условиях кочевого образа жизни, который вполне был доступен додинастическим египтянам, покуда Сахара продолжала оставаться изобильной саванной. С другой стороны, подступы к оседлому образу жизни видны были еще в позднем палеолите у культур основанных на рыбной ловле, которая как бы привязывала человека к одному месту. Также важно упомянуть о том, что еще до эпипалеолита некоторые племена перешли к собиранию дикорастущих злаков, что как бы является прологом к земледелию, правда затем случился откат и в неолитические времена пришлось начинать все с начала.

«Введение новых зерновых, таких как ячмень и пшеница, должно было проходить легче прежде всего там, где уже была достигнута стадия развития, сравнимая с развитием тех обществ, где эти растения возделывались давно. Разрыв примерно в тысячелетие между Египтом и Ближним Востоком в области культивации ячменя и пшеницы объясняется тем фактом, что собирательства на богатой наносной долине Нила все еще было более чем достаточно для обществ, которые еще находились в процессе становления и располагали многочисленными видами растений, составлявших повседневное питание людей».

Ученые полагают, что самой ранней подлинно додинастической культурой была культура таса-бадари. Во всяком случае она точно самая древняя в Верхнем Египте. Вопрос в том являлась ли эта культура монолитной. Ученые приходят к выводу, что возможно имеет смысл выделить тасийскую стадию, как древнейший этап этого культурного комплекса, однако далеко не все разделяют подобную точку зрения и возникло мнение, что тасийская культура это региональный вариант бадарийской.

Бадарийская культура известна нам по нескольким местам раскопок в Верзнем Египте. Она локализована на протяжении тридцати километров на восточном берегу Нила между Абутигом и Тахтой. Как и «приличествует» всякой додинастической египетской культуре она известна ученым прежде всего по своим некрополям. Захоронения бадарийцев представляют собой небольшие овальные (реже круглы или прямоугольные) могилы. Человека хоронили в скорченном положении – в позе спящего, обычно в могиле присутствует одно тело, реже пара-тройка. Тело располагалось головой к югу и лицом на запад. Возможно это говорит о некоем культе заходящего солнца. В историческую эпоху будет считаться, что на западе располагалось Царство Мертвых, под управлением Осириса. Тело как правило заворачивалось в циновку, ткань или шкуру.

В том что касается антропологии, то тут исследователи пришли к выводу о связи бадарийского населения с…индийским. Правда материал оставляет простор для скепсиса, но возможно это след тех существенных миграций, что проходили в доисторические времена. Бадарийцы были среднего или высокого роста (до 190 см), имели черные или каштановые волосы.

К культуре Бадари относится керамика, прежде всего полированная – красная, коричневая или же красная черноверхая. Орудия, которыми пользовались бадарийцы, по преимуществу каменные. Металл встречался крайне редко. «Он появляется только с развитием культуры, и если он и облегчил изготовление бус, он, судя по всему, не играл значительной роли в повседневной жизни. Для работы по дереву и коже, плетения корзин, как и для тканья и шитья, используется прежде всего камень наряду с костью. Те же самые материалы употребляются и для изготовления оружия и инструментов, необходимых для рыболовства и охоты: рыболовные крючки, найденные на бадарийских поселениях, сделаны из ракушек или слоновой кости, хотя металлические крючки были более прочными и изготовлять их легче». Бадарийцам была известна техника эмали, с помощью которой они покрывали голубым цветом бусы. К характерным каменным предметам относятся наконечники стрел с выпуклым основанием. К орудиям из камня также относятся ножи и зазубренные пластины, которые могли употребляться как для работы с другими материалами, так и для собирательства.

-2

Бадарийцы были земледельцами и выращивали один вид пшеницы и два вида ячменя. У них имелись мельничные жернова и дробилки. Но при этом охота и собирательство продолжали оставаться важными видами деятельности. Сцены охоты бадарийцев, как считают ученые, оказались запечатлены в петролгифах Восточной пустыни. Также (если говорить об искусстве), у бадарийцев появляется кругла скульптура – женские, миниатюрные статуэтки, орнаментированные гребни и вазы.

Бадарийцы, судя по всему пытались предвидеть недостаточные разливы Нила, что выражается в увеличение количества силосных ям, в которых хранились сушеные зерна. Также, словно из более близких к историческом периоду времен, бадарийцы уже используют палетки для растирания румян. К интересным орудиям, найденным в ходе раскопок относится бумеранг, судя по всему использовавшийся для охоты, традиция чего будет в Египте продолжаться вплоть до Нового Царства (во всяком случае, еще при XVIII династии он оставался излюбленным оружием для охоты).

Общее место бадарийской цивилизации в истории Египта Веркуттер характеризует следующим образом: «Как бы то ни было, по своей хронологической позиции, и прежде всего по совокупности ее культурных черт, цивилизация Таса-Бадари может и должна считаться законным предком цивилизации фараонов. Она продолжилась в амратской культуре, которая заимствовала у нее ряд характеристик, и затем вместе с ней растворилась в герзейской и в протодинастической культуре Накада III».

В Верхнем Египте, за культурой Бадари последовала амратская культура. Название эта культура получила по имени поселения Эль-Амра, которое явлиось одним из первых додинастических поселений, которые были выявлены и исследованы. Работы там проводились еще в конце девятнадцатого века. Деревня Эль-Амра находится на западном берегу Нила, и представляет собой лишь один из десятков памятников додинастической цивилизации, о которой сейчас пойдет речь. Амратский период идет за бадарийским в основном в одних и тех же местах, так что развести две культуры удалось с трудом, но тем не менее речь безусловно идет о двух различных культурах.

«Амратский погребальный инвентарь, а также совокупность предметов и орудий, найденных в жилищах, близки к бадарийским; отличаются они в деталях. Зачастую возможно классифицировать их по одним и тем же категориям. Хотя формы нередко могут быть различными, в амратской культуре мы находим такие характерные предметы, как палетки, браслеты, перстни с «ножками», наконечники стрел с зазубринами, гребни со скульптурным орнаментом, гарпуны из кости, в том числе слоновой, детали серпов из кремня, а также статуэтки людей и животных».

-3

Между двумя культурами особенная разница заметна в плане керамики. В амратской культуре, по сравнению с бадарийской, отсутствует тонкость и рифленая техника. Формы керамики становятся более разнообразными, прежде всего в плане орнамента. Амратцы, как и бадарийцы больше пользовались кремнем, нежели медью, которая оставалась крайне редкой. Обработка кремня тем временем совершенствовалась.

Характерным оружием амратского периода является палица с дисковидным навершием. Вот что пишет Веркуттер по поводу этой палицы и ее значимости для прослеживания эволюции египетской культуры: «Унаследованная от бадарийцев палица, вырезаемая из самых твердых пород камня, таких как диорит, продолжала употребляться в течение всего амратского периода, ее исчезновение около периода SD 40 совпадает с появлением грушевидной герзейской палицы, возможно, азиатского происхождения. Хотя дисковидная палица и перестала употребляться около 3600 года до н. э., она, тем не менее, фигурирует в иероглифической системе. Из этого следует, с одной стороны, что письмо тогда уже формировалось, поскольку изображение этого оружия сохраняется в качестве фонемы вплоть до исторической эпохи, и, с другой стороны, что язык амратцев, даже если и отличался от языка египтян династической эпохи, заключал в себе элементы, которые были восприняты классическим языком эпохи фараонов. Это предполагает определенный культурный континуитет».

Орудия и оружие амратского периода – ножи, зазубренные наконечники стрел и прочее – имеют общие черты. Они вырублены из кремня, хорошо обточены и отполированы по обеим сторонам, острия сделаны режущими с помощью ретушировки. Мастерство амратцев при работе с камнем проявляется в изготовлении сосудов. Цилиндрические сосуды явно унаследованы от бадарийской культуры, сосуды же с ножками являются сходными с сосудами из Месопотамии той же эпохи.

Также амратцы мастерски изготавливали шиферные палетки, совершенно различных форм – ромб, черепах, птица, рыба, гиппопотам. Безусловно растирание косметики на данных палетках уже имело место в амратский период.

Именно к амратскому периоду принадлежит большая часть человеческих фигурок, египетского додинастического периода, которые делались из глины или вырезались из слоновой кости.

Этническое происхождение амратцев остается туманным, не смотря на множество найденных скелетов. «Как и позднее нубийцы, амратцы, видимо, вставляли в прическу перья. Охотники на петроглифах в Восточной пустыне, приписанных «местным горцам», также носят перья и чехлы».

Судя по всему, амратцы жили в овальных хижинах из глины и плетенки на каменном фундамента. У этих хижин уже имелись двери, которые располагались выше уровня почвы. Поселения амратцев были более обширными и богатыми, нежели у бадарийцев. Их поселения в основном сконцентрированы между Абидосом и Накадой, то есть в том месте, где собственно и суждено было родиться подлинно египетской цивилизации.

-4

Погребальные обычаи амратцев были теми же, что и у бадарийцев. Иногда животных хоронили также как и людей. Социальная дифференциация еще не замечена (во всяком случае о том свидетельствует некое «равенство» погребений в плане размеров и богатства погребального инвентаря). В то же время, совершенствование техники обработки камня говорит о том, что в амратских поселениях присутствовали настоящие мастера – специалисты в данной области.

Амратская цивилизация имела определенные контакты с побережьем Красного моря – в погребениях найдены многочисленные раковины с его берегов. Интересным является факт присутствия в могилах амратцев обсидиана, что породило гипотезу о наличии связей между долиной Нила и странами где имелся обсидиан – Арменией или островами Эгейского моря, хотя наиболее вероятно, что обсидиан пришел с юга – из Судана.

Амратская цивилизация прежде всего остается культурой именно Верхнего Египта, прежде всего в фиванском регионе, даже если она охватывала западные и восточные области в стороны от долины. Существует гипотеза о том, что в конце амратского периода Юг был завоеван Севером, доказательством чему служит изображение на вазах амратского периода красной короны Нижнего Египта, впрочем тема происхождения египетских корон сложна и неоднозначна, так что я воздержусь от комментариев по этой гипотезе.

Теперь рассмотрим эпоху нового додинастического периода применительно к Северу, то есть к Нижнему Египту – дельте.

«В V тысячелетии до н. э., может быть, даже в конце VI, судя по всему, существовали независимо два очага цивилизации: один в Файюме, другой — в Меримде Бени-Саламе на пустынной сегодня границе западной Дельты. На современном этапе наших знаний первые поселения людей в Файюме, судя по всему, предшествовали поселениям в Меримде, но касательно этих последних мы все еще располагаем столь незначительным количеством точных дат, что вполне возможно и что они современны, если не предшествуют Файюму. Настоящий оазис, Файюм с древнейших времен был экологической нишей, благоприятной для заселения людьми. Возможно, следует здесь напомнить, что именно в Файюме были найдены костные остатки очень древнего африканского антропоида — египтопитека».

-5

Памятники, относящиеся к Файюму были открыли и раскопали с 1924 по 1926 годы Г. Кэтон-Томпсон и Дж. Гарднер. Они были отнесены к двум различным культура (неолитическим), которые получили наименование культур Файюм А и Файюм B. Культура А была более поздней и связанной с более высоким уровнем озера, нежели культура B. В конечном счете после длительных споров о датировках, культуру B под наименованием карунийской было решено отнести не к неолиту, а к эпипалеолиту, а вот культура А являлась в подлинном смысле слова неолитческой.

Жизнь населения культуры Файюм А известна по раскопам двух поселений – Ком W и Ком К. В отличии от вернеегипетских культур здесь не было найдено никакого некрополя, что автоматически лишило ученых важного источника сведений о доисторическом периоде в этих местах, в частности о наличии социальной иерархии в поселениях.

Как и другие додинастические культуры, обитатели Файюма были знакомы с сельским хозяйством и животноводством, но также все еще занимались охотой, собирательством и рыбной ловлей. В том, что касается сельского хозяйства, то файюмцы выращивали пшеницу, три вида ячменя, лен (возможно, что и ради масла), а также растение из семейства гречишных. Их стада состояли из крупного рогатого скота, коз, свиней и овец.

К сожалению, раскопки файюмских памятников не обнаружили остатков жилищ – хижин или домов. Но при этом было найдено множество круглых очагов, на основе которых были сделаны выводы о питании обитателей поселений. Возможно отсутствие остатков жилищ говорит не о сохранности памятников, а о том, что у файюмцев просто не было постоянных жилищ и они вели более кочевой, сезонный образ жизни, при котором необходимы оказывались только временные жилища. Эти жилища могли регулярно использоваться во время сельскохозяйственного цикла – в период сева и жатвы. То что удалось обнаружить, это силосные ямы – зернохранилища.

Были обнаружены многочисленные орудия и оружие, сделанные из кремня и отполированные. Для культуры Файюм А характерны зазубренные кремневые наконечники. Также была обнаружена палица с дисковидным навершием, такая же как в верхнеегипетских культурах Бадари и Амра.

Вот что пишет Веркуттер по поводу материальной культуры Файюма А:

«Наряду с кремнем, кость играла важную роль как материал для орудий и оружия. Она служила для изготовления гарпунов для охоты на гиппопотама, одного из главных занятий файюмцев, а также наконечников дротиков для ловли крупной рыбы. Кость использовали для весьма многочисленных булавок и иголок с граненым основанием, употреблявшихся для работы по коже и текстилю, а также для циновок и плетения; плетение было превосходного качества. Наконец, из кости делали трубочки, в которых, вероятно, держали порошок охры для румян. Сухость египетского климата и защищенность силосных ям, где они находились, сохранила для нас предметы из дерева, такие как цепы, простые изогнутые посохи и серпы, преимущественно из тамариска».

Значительную роль в Файюме, как и в других додинастических культурах играла керамика. Ее лепили из нечистой глины, вперемежку с соломой. Техника довольно груба. В Файюме присутствовала керамика четырех типов, черепки которых использовались в качестве грузиков для веретен при прядении.

Что касается образа общества, который мы можем получить на основе археологических работ то он следующий. Это общество состояло из общин, использовавших небольшую территорию, пригодную для сельского хозяйства, расположенную на берегу озера. Этому обществу была свойственна бережливость – они делали запасы зерна, причем существенные о чем свидетельствуют силосные ямы. Откуда пришли файюмцы неизвестно. Возможно файюмское население принадлежит к сахарской группе племен.

Более поздним открытием стало обнаружение таки следов хижин и целой деревни в Файюме, но возможно что возникновение постоянных поселений явилось феноменом более поздних стадий развития культуры Файюм А.

-6

Современной Файюму А является неолитическая культура Меримде Бени-Салама. Памятники данной культуры были впервые открыты Г. Юнкером в 1929 году. Население, которое обитало в Меримде в VI-V тысячелетиях до н.э. занималось скотоводством и сельским хозяйством. Земли, расположнные в том районе обильно орошались разливом.

«Точно так же как охотники и собиратели конца палеолита, жители Меримды охотились на дикую фауну, прежде всего на мелях в Дельте (в первую очередь на гиппопотамов, а также черепах, крокодилов, гусей и уток), но также и в окружающей саванне, например на антилоп. В реке, болотах и озерах, оставшихся после разлива Нила, кишела рыба, которую били гарпуном, а также ловили на удочку и, несомненно, отлавливали также сетями и вершами... Наконец, моллюски, такие как spatha cailliaudi, довершали это весьма разнообразное меню».

Для изготовления орудий, равно как и оружия, использовался прежде всего кремень (наконечники стрел, ножи, топоры, лезвия), но также и кость (гарпуны, иглы, крючки) и камень (гранит, базальт). В Меримде начали славную додинастическую традицию изготовления ваз из твердого камня.

Керамику Меримды можно разделить на четыре типа: два красных — полированный и другой шероховатый и два черных — один также полированный, а другой — нет. Эта толстостенная керамика, которая изготовлялась вручную, оставалась грубой. Самая тонкая — керамика древнейшего из пяти уровней поселений Меримде — содержит достаточно большое количество разных форм: чаши с круглым или плоским дном, вогнутые тарелки, конусообразные вазы с плоским дном и в форме заостренного яйца

Личные украшения, которые обычно столь полезны для описания неолитической культуры, в Меримде весьма немногочисленны и не однородны: редкие бусы из камня или слоновой кости, браслеты из слоновой кости, перстни и трубкообразные бусины из кости.

Возможно что, самой характерной чертой культуры Меримде стоит признать ее поселения. Именно в Меримде Бени-Саламе в самый первый раз в долине Нила можно, как представляется, отметить наличие постоянного поселения: это большая деревня или городок с домами, которые стоят по обеим сторонам того, что вполне может быть названо улицей.

«Эволюция от рассеянных жилищ к настоящей деревне, судя по всему, происходила постепенно. В наиболее древних фазах жилища — крошечные хижины или просто открытые убежища от ветра — еще не были сгруппированы; каждая могла стать центром небольшого семейного крестьянского хозяйства— фермы. В верхних слоях расселение становится более плотным; жилища овальной или подковообразной формы отчасти вырывались в земле и отчасти строились сверху. Глинобитная стена, окружающая центральную яму, поддерживала доски крыши; коническая крыша покоилась на центральном столбе или иногда была двускатной; в таком случае она опиралась на горизонтальную балку, лежащую на двух вертикальных балках. Надо было перешагивать стену, чтобы попасть в хижину; нередко большая берцовая кость гиппопотама служила ступенькой для входа внутрь, где находился очаг и врытый в землю глиняный кувшин, горлышко которого находилось на одном уровне с полом. Этот кувшин служил или для хранения воды для питья или для сбора воды, которая могла проникнуть через отверстие, устроенное в крыше для выхода дыма. Иногда простая яма заменяла кувшин и служила водосборником».

Наряду с зернохранилищами — силосными ямами были обнаружены предположительно токи для молотьбы круглой формы. На уровне земле они, как и зернохранилища, были покрыты циновкой, сплетенной из растений. В них видели прототип иероглифического знака «ток» и приводили в доказательство северного происхождения иероглифического письма

спасибо за внимание!