Найти тему
ВТБ Страна

Иван Шишкин — графика таланта

Сегодня Ивана Шишкина (1832–1898) все знают по «Утру в сосновом лесу» (1889) — это нарицательный образ, полотно, которое знакомо нам и по конфетным оберткам, и по открыткам, и по бесчисленным репродукциям. Да и в целом для широкого зрителя Шишкин — художник леса, золотистых сосновых стволов и натуралистического пейзажа.

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, 1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, 1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Между тем современники считали, что как график Шишкин едва ли не сильнее, чем как живописец, и в графических вещах он раскрывается совсем иначе — практически как художник-романтик. Увы, графика не терпит долгого экспонирования и обычно хранится в фондах — увидеть ее можно на нечастых временных выставках. Возможно, по этой причине такая грань таланта Шишкина не так хорошо известна.

«Портрет художника Ивана Шишкина», Иван Крамской, 1880 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Портрет художника Ивана Шишкина», Иван Крамской, 1880 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

У Шишкина есть и станковая графика, и вспомогательные работы, так называемые штудии для подготовки к живописи. Как отмечает старший научный сотрудник отдела гравюры Русского музея Галина Павлова в своей статье к каталогу выставки, которая сейчас проходит в Корпусе Бенуа Русского музея в Санкт-Петербурге, в XIX веке гравюра в ее старом академическом виде — как репродукция живописи — отмирала, уступая место оригинальным вещам. Авторские эстампы делали Эжен Делакруа, Эдуард Мане, Эдгар Дега, десятки западноевропейских художников.

«Перед грозой», Иван Шишкин, 1873 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
«Перед грозой», Иван Шишкин, 1873 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

В России проводником новой графики стал Шишкин, который всерьез ей увлекся еще в молодости. Лето 1858 года художник провел на Валааме, где самобытная природа архипелага вдохновила его на серию литографий. Он терпеливо работал с литографскими камнями, а во время поездки в Цюрих в 1864 году брал уроки работы по меди.

«Сосны», Иван Шишкин, 1885 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
«Сосны», Иван Шишкин, 1885 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Важно понимать, что это было не просто любопытство в освоении новых техник — Шишкин в графике другой и на смысловом уровне. Его живопись, тщательная и обычно подчеркнуто «природная» по колориту, создает образ художника-натуралиста. Но та же тщательность в гравюрах дает контрасты и неожиданно романтические композиции: посмотрите на офорт «Сосны» (1885) — деревья со зловещими корнями и ветками, низкое небо, одинокая фигура на третьем плане — это скорее романтическое прочтение «лесной» темы, чем натуралистическое.

«На краю березовой рощи. Валаам», Иван Шишкин, 1860 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«На краю березовой рощи. Валаам», Иван Шишкин, 1860 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В рисунках художник работает шире, оставляет больше свободного неба и легких угольных штрихов. Словом, это действительно «другой», но такой же техничный — Шишкин, которого зрители обычно не видят.

«На Каме близ Елабуги», Иван Шишкин, 1885 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«На Каме близ Елабуги», Иван Шишкин, 1885 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

У собрания шишкинской графики Русского музея особая история. Часть рисунков еще в 1906 году передала в музей Виринея Лагода, сестра второй жены художника, Ольги Лагоды-Шишкиной. Виринея жила с племянницей Ксенией, которую после смерти Ольги приняла как родную дочь.

«Трущоба (Вид на острове Валааме)», Иван Шишкин, 1860 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Трущоба (Вид на острове Валааме)», Иван Шишкин, 1860 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После революции женщинам было просто не на что жить, и в 1920-х годах семейную коллекцию купил инженер Сергей Ринкевич, причем рассчитывался он постепенно и порой даже продуктами. Эту часть работ Шишкина в 1950-е годы передала в музей дочь Ринкевича, Тамара.

Для справки:

Графика — нечасто экспонируемый вид искусства, поэтому такие выставки всегда привлекают особое внимание ценителей. Банк ВТБ поддерживает самые тесные партнерские отношения с музеями, где проходят такие мероприятия. В прошлом году банк помог организовать выставку «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. Пушкина» в Москве.