Сегодня Ивана Шишкина (1832–1898) все знают по «Утру в сосновом лесу» (1889) — это нарицательный образ, полотно, которое знакомо нам и по конфетным оберткам, и по открыткам, и по бесчисленным репродукциям. Да и в целом для широкого зрителя Шишкин — художник леса, золотистых сосновых стволов и натуралистического пейзажа.
Между тем современники считали, что как график Шишкин едва ли не сильнее, чем как живописец, и в графических вещах он раскрывается совсем иначе — практически как художник-романтик. Увы, графика не терпит долгого экспонирования и обычно хранится в фондах — увидеть ее можно на нечастых временных выставках. Возможно, по этой причине такая грань таланта Шишкина не так хорошо известна.
У Шишкина есть и станковая графика, и вспомогательные работы, так называемые штудии для подготовки к живописи. Как отмечает старший научный сотрудник отдела гравюры Русского музея Галина Павлова в своей статье к каталогу выставки, которая сейчас проходит в Корпусе Бенуа Русского музея в Санкт-Петербурге, в XIX веке гравюра в ее старом академическом виде — как репродукция живописи — отмирала, уступая место оригинальным вещам. Авторские эстампы делали Эжен Делакруа, Эдуард Мане, Эдгар Дега, десятки западноевропейских художников.
В России проводником новой графики стал Шишкин, который всерьез ей увлекся еще в молодости. Лето 1858 года художник провел на Валааме, где самобытная природа архипелага вдохновила его на серию литографий. Он терпеливо работал с литографскими камнями, а во время поездки в Цюрих в 1864 году брал уроки работы по меди.
Важно понимать, что это было не просто любопытство в освоении новых техник — Шишкин в графике другой и на смысловом уровне. Его живопись, тщательная и обычно подчеркнуто «природная» по колориту, создает образ художника-натуралиста. Но та же тщательность в гравюрах дает контрасты и неожиданно романтические композиции: посмотрите на офорт «Сосны» (1885) — деревья со зловещими корнями и ветками, низкое небо, одинокая фигура на третьем плане — это скорее романтическое прочтение «лесной» темы, чем натуралистическое.
В рисунках художник работает шире, оставляет больше свободного неба и легких угольных штрихов. Словом, это действительно «другой», но такой же техничный — Шишкин, которого зрители обычно не видят.
У собрания шишкинской графики Русского музея особая история. Часть рисунков еще в 1906 году передала в музей Виринея Лагода, сестра второй жены художника, Ольги Лагоды-Шишкиной. Виринея жила с племянницей Ксенией, которую после смерти Ольги приняла как родную дочь.
После революции женщинам было просто не на что жить, и в 1920-х годах семейную коллекцию купил инженер Сергей Ринкевич, причем рассчитывался он постепенно и порой даже продуктами. Эту часть работ Шишкина в 1950-е годы передала в музей дочь Ринкевича, Тамара.
Для справки:
Графика — нечасто экспонируемый вид искусства, поэтому такие выставки всегда привлекают особое внимание ценителей. Банк ВТБ поддерживает самые тесные партнерские отношения с музеями, где проходят такие мероприятия. В прошлом году банк помог организовать выставку «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. Пушкина» в Москве.